Внедрение программы, в которую были внесены изменения, может вызвать проблемы

Какие документы берутся за основу?

АООП НОО ОВЗ
• на основе
ФГОС НОО ОВЗ
• с учетом
ПрАООП НОО ОВЗ
(сайт ФГОСРЕЕСТР)
АОП
на основе ФГОС
НОО,
ООП НОО
•с учетом
ПрАООП НОО
ОВЗ (цензовые
подварианты 1,2)
на основе
ФГОС ОВЗ,
ФГОС с ИН
•с учетом
ПрАООП НОО
ОВЗ
(нецензовые
подварианты
3,4)
ФЗ-273 «Об образовании в РФ»,ст. 12, ч. 7
Письмо Минобразования России от 11. 2016 г. «О введении ФГОС ОВЗ» Методические рекомендации по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ

Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся с ОВЗ

КАТЕГОРИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ВАРИАНТЫ
АДАПТИРОВАННЫХ ПРОГРАММ
Федеральный государственный стандарт начального общего образования
обучающихся с ОВЗ
Вариант программы
Категория детей
(приложения № 1-8
из ФГОС ОВЗ)
Глухие
1. 1,1. 2,1. 3,1. 4
Слабослышащие и позднооглохших
2. 1, 2. 2, 2. 3
Слепые
3. 1, 3. 2, 3. 3, 3. 4
Слабовидящие
4. 1,4. 2,4. 3
Обучающиеся с тяжелым нарушениями речи
5. 1, 5. 2
Обучающиеся с нарушениями опорно-двигательного
аппарата
6. 1,6. 2,6. 3,6. 4
Обучающиеся с задержкой психического развития
7. 1, 7. 2
Обучающиеся с расстройствами аутистического спектра
8. 1,8. 2,8. 3,8. 4
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
— варианты 1, 2

Для кого и когда разрабатываются АООП и АОП

• Целевой раздел — Характеристика учебных навыков конкретного
обучающегося с ОВЗ
• Целевой раздел- индивидуальные планируемые результаты
(предметные, УУД, навыки жизненной компетентности), связанные с
трудностями
• Целевой раздел- Особые образовательные потребности
обучающегося с точки зрения учебных навыков
• Содержательный раздел –МЕХАНИЗМ АДАПТАЦИИ РАБОЧИХ
ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ
• Организационный раздел- Механизм взаимодействия со
специалистами (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагогпсихолог, тьютор, учитель физической культуры, учитель музыки и
т. )
• Организационный раздел- Особые образовательные условия для
обучающегося ( особенности организации учебного пространства)

Библиографическое описание

В статье представлена систематика трудностей реализации инклюзивного образования дошкольной образовательной организации.

Инклюзивное образование является важнейшим направлением образовательной политики в Российской Федерации. Это закреплено в нормативно-правовых документах федерального, регионального и локального уровня. При реализации инклюзивной практики дошкольная образовательная организация (далее ДОО) сталкивается с различными трудностями, и наше исследование направленно на их выявление и систематизацию.

В нашем исследовании намеренно используется термин «трудности», хотя в литературе встречаются и другие термины: «проблемы»», «барьеры», «риски». Несмотря на их смысловую близость различие кроется в масштабности и уровне реализации образовательной инклюзии. Считаем, что наиболее корректно говорить о трудностях относительно конкретной образовательной организации, а о проблемах, барьерах, рисках — относительно инклюзивного образования в целом.

Изучение опыта инклюзивного дошкольного образования в различных субъектах Российской Федерации (Красноярский край, Ставропольский край, Ханты-Мансийский автономный округ, Архангельская, Ленинградская, Нижегородская, Свердловская, Тверская области) позволило выявить 34 типичных трудностей.

− необходимость уточнения понятийного аппарата;

− отсутствие федерального закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья», нет федерального положения об инклюзивном обучении, где были бы определены права и обязанности образовательного учреждения и родителей;

− невозможность получения персональных данных физических лиц из иных органов власти и организаций без согласия на это субъекта персональных данных.

− отсутствие дополнительного финансирования, позволяющего привлекать к работе наиболее квалифицированные педагогические кадры и стимулировать их дополнительное обучение;

− недостаточность заработной платы молодых специалистов и опытных сотрудников, что не позволяет компенсировать их физические и эмоциональные затраты.

− психологическая неготовность педагогических кадров к принятию ребенка с ОВЗ;

− психологические «барьеры», связанные с общественным мнением, заключающиеся в распространенных стереотипах и предрассудках;

− психологическая неготовность многих родителей обучать своих нормально развивающихся детей вместе с детьми с ОВЗ;

− психолого-педагогическая неготовность нормально развивающихся детей адекватно воспринимать и взаимодействовать со сверстниками с ОВЗ;

− трудности социально-психологической адаптации детей с ОВЗ в группе нормально развивающихся детей;

− сокрытие родителями от администрации детских садов наличия инвалидности или проблем в здоровье ребенка, опасаясь потерять место в детском саду или общественных проявлений к особому ребенку.

− нехватка узких специалистов: дефектологов, логопедов, психологов, специальных психологов);

− отсутствие ставок тьюторов, техника по обслуживанию специального оборудования и т

− отсутствие медицинского сопровождения образовательного процесса;

− недостаток знаний, методов, приемов, соответствующей подготовки для работы с ребёнком в условиях образовательного учреждения по месту жительства;

− неготовность ряда педагогов изменять свой педагогический стиль под изменившиеся условия работы;

− затруднения педагогов в навыке дифференциации учебных планов, программ, методических подходов в организации инклюзивного обучения;

− несовершенство системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ.

− отсутствие специального оборудования и современных технических средств обучения для коррекционных занятий;

− нехватка кабинетов и оборудования для индивидуальной работы с воспитанниками и их родителями.

− неадаптированность архитектурной среды дошкольных образовательных учреждений;

− необорудованность кабинета лечебной физкультуры, сенсорные комнаты, помещения для логопедических и коррекционных занятий с дефектологами и психологами;

− недоступность культурно-досуговых учреждений;

− отсутствие развивающих и адаптирующих форм культурно-досуговой деятельности (образовательных, спортивных, ролевых, игровых и т.

− необеспеченность методическими пособиями и специализированной литературой;

− отсутствие специальных развивающих программ для работы с детьми с ОВЗ.

− отсутствие единой системы раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционной педагогической помощи;

− недостаточное взаимодействие ДОО с педагогами школы;

− отсутствие или формальная работа внутренних консилиумов;

− сокращение коррекционных групп в ДОО;

− неактивное психолого-педагогическое сопровождении детей;

− отсутствие объективной и полной диагностики психического развития ребенка в детских поликлиниках.

− отсутствие медико-психолого-педагогического просвещения всего населения;

− неразработанность системы специального просвещения и обучения родителей.

Внедрение инклюзивной практики в систему российского образования оказалось слишком стремительным. Возник целый комплекс вопросов, требующих решения. Администрация и педагогические коллективы образовательных организаций нуждаются в их своевременном выявлении, осмыслении и решении. Нами разработан и сейчас проходит апробацию на базе дошкольных образовательных организаций Калининграда диагностический инструментарий, позволяющий определить трудности реализации инклюзивного подхода и оценку их значимости для разных субъектов дошкольного образования.

Основные термины (генерируются автоматически): инклюзивное образование, трудность, детский сад, отсутствие, психологическая неготовность, специальное оборудование, дошкольная образовательная организация, дошкольное образование, инклюзивная практика, Российская Федерация.

В настоящее время происходят существенные изменения в педагогической теории и практике. В системе общего и специального образования происходит смена образовательной парадигмы, а именно, содержание образования обогащается акцентом на адаптацию образовательных программ для обучающихся в соответствии с их индивидуальными потребностями и возможностями.

В этой связи одной из актуальных проблем становится поиск путей качественной индивидуализации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с их образовательными потребностями, позволяя обеспечить доступность получения образования детьми с психофизическими недостатками. Данное положение обусловлено тем, что образовательные результаты ребенка с ограниченными возможностями здоровья зависят от структуры и содержания программ, по которым они обучаются.

В свою очередь, процесс индивидуализации образования применительно к категории детей с ограниченными возможностями здоровья является инновационным в силу того, что требует смены педагогической парадигмы в направлении построения процесса обучения, коррекции и компенсации нарушений у детей как их адаптированной деятельности, поддержки и развития индивидуальности каждого ребенка и особой организации образовательно-воспитательной среды.

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: проектирование образовательного процесса в каждой образовательной организации и проектирование индивидуальных образовательных маршрутов (адаптированных образовательных программ) обучающихся и воспитанников с особыми образовательными потребностями. При этом каждая адаптированная образовательная программа нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным программам начального, основного, среднего общего образования и реальными возможностями ребенка, исходя из структуры его нарушения, познавательных потребностей и возможностей».

В качестве нормативно-правовых оснований проектирования адаптированных образовательных программ для воспитанников и обучающихся выступает закон РФ «Об образовании» в редакции от 29 декабря 2012 года. При этом законодательно установлен минимум содержания образовательной программы, определяемый государственным образовательным стандартом, на который следует ориентироваться при их разработке.

Вступление в силу нового закона «Об Образовании в Российской Федерации» требует введения в деятельность общеобразовательного учреждения (работающего с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья) нового направления — разработку адаптированной образовательной программы (далее — Программа). Эта ситуация обусловила реальную необходимость создания методического обеспечения, организационных документов, определяющих структуру и содержание Программы. Данный «Порядок» призван помочь специалистам в разработке адаптированной образовательной программы для разных категорий обучающихся с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательных учреждений всех уровней.

«Порядок» знакомит со структурой адаптированной образовательной программы, механизмами ее разработки, процедурами перевода обучающегося с ограниченными возможностями здоровья на обучение по Программе, с организацией итогового и промежуточного контроля.

Адаптированная программа — образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.

Адаптированная образовательная программа, как и любая другая программа, разрабатываемая специалистами образовательных организаций, должна быть утверждена руководителем образовательной организации и проектируется и реализуется для нуждающегося в ней ребенка с согласия родителей (законных представителей), что также закреплено в нормативных документах в сфере образования.

Основным механизмами достижения цели — создания специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников будут: проектирование адаптированной образовательной программы для ребенка с особыми образовательными потребностями и проектирование образовательного процесса в инклюзивном классе. В рамках организации индивидуально ориентированной помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья (с инвалидностью) специалистами психолого-педагогического сопровождения и учителем (классным руководителем, возможно — учителями предметниками) под руководством заместителя директора по учебно-воспитательной работе (руководителя ПМПк или координатора по инклюзии) в рамках деятельности школьного психолого-педагогического консилиума разрабатывается адаптированная образовательная программа.

Адаптационная образовательная программа (АОП) является продуктом деятельности школьного психолого-педагогического консилиума.

Основная цель АОП — построение образовательного процесса для ребёнка с ОВЗ в соответствии с его реальными возможностями, исходя из особенностей его развития и образовательных потребностей.

Адаптационная образовательная программа — документ, описывающий специальные образовательные условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ в процессе обучения и воспитания на определенной ступени образования.

Адаптационная образовательная программа реализует индивидуальный образовательный маршрут ребенка в рамках образовательного учреждения.

Адаптационная образовательная программа разрабатывается для следующих категорий обучающихся:

1)        Дети с ОВЗ, получающие образование в форме индивидуального обучения на дому, в том числе дети-инвалиды;

2)        Дети с ОВЗ, получающие образование в форме дистанционного обучения, в том числе дети- инвалиды;

3)        Дети с ОВЗ, выбравшие профессиональный профиль обучения;

4)        Дети с ОВЗ, обучающиеся в форме очного обучения в рамках реализации инклюзивной практики.

Цели реализации адаптированной образовательной программы:

Реабилитационная («восстановление» уверенности в своих возможностях — «ситуация успеха»).

Стимулирующая (положительная внутренняя мотивация).

Задачи адаптированной образовательной программы:

—          формирование учебных умений и навыков;

—          овладение знаниями основ наук;

—          активизация интереса к художественному и техническому творчеству, приобщение к культурным ценностям человечества;

—          индивидуализация обучения, учитывая состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности.

Учебный план для учащихся с ограниченными возможностями здоровья составлен с учетом оптимального уровня общей нагрузки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Учебный план определяет в соответствии с Федеральным базисным учебным планом перечень учебных предметов, обязательных для изучения на начальном общем и основном общем уровне образования, а также нормативы максимального объема учебной нагрузки учащегося. В учебном плане учтены интересы и возможности педагогического коллектива и учащегося, ресурсные возможности школы.

Адаптированная образовательная программа начального общего и основного общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья осваивается в очной форме обучения.

Основные принципы построения программы:

основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность;

целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация;

преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

Здесь следует отметить, что разработка и реализация АОП для последней категории обучающихся в настоящее время можно отнести к инновационным технологиям профессиональной деятельности педагогов реализующих инклюзивную практику, т. обучающих детей с различными нарушениями развития в классе совместно с условно нормативными детьми. Поэтому в переходный период — на этапе обучения, внедрения и апробации деятельности по разработке и реализации адаптационных образовательных программ предлагают использовать менее «тяжелый» вариант — адаптационный образовательный план (АОп).

Адаптационный образовательный план — корректируемая часть адаптационной образовательной программы, структурированная программа действий администрации, учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения, родителей обучающегося воспитанника с ограниченными возможностями здоровья на некотором фиксированном этапе обучения (четверть, триместр, полугодие).

Таким образом, Адаптированная образовательная программа является одним из индивидуально-ориентированных специальных образовательных условий, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в полном соответствии с его конкретными особенностями и образовательными возможностями. Реализация Адаптированной образовательной программы обучающегося с ОВЗ (инвалидностью) с одной стороны — соответствует государственной политике в области доступности и качества образования для всех категорий детей, нуждающихся в создании специальных образовательных условий, в том числе, в рамках инклюзивного (включающего) образования. С другой стороны — это система и направление деятельности педагогического коллектива образовательной организации, базирующаяся на определенных методологических и методических принципах, основным организационным механизмом которой является междисциплинарное и межведомственное взаимодействие.

С развитием интеграции школы будут вынуждены перестраиваться. Должны будут измениться и функции общеобразовательных и специальных школ. Однако, принимая решение о реорганизации школы, важно оценить его исходя из интересов ребенка — что позитивного получит конкретный человек? Разумеется, нельзя не учитывать и интересов работающих там педагогов. После реорганизации специальной школы не должен утратиться бесценный опыт, накопленный в ее стенах. Он должен целесообразно использоваться в массовых учебных заведениях. Воспитание детей со специальными образовательными потребностями должно опираться на общую программу воспитания, однако ее содержание должно быть адаптировано с учетом разных типологических и индивидуальных потребностей детей. На основе адаптированных программ в школах должны создаваться индивидуальные программы. Это новое, мало практикуемое в наших школах дело, однако, желая не только декларировать индивидуальный подход, но и реально помочь каждому ребенку, без создания индивидуальных программ не обойдется ни один педагог.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 2012 № 273;

СанПиН 2. 3049–13 от 15. 2013 № 26.

Самсонова. Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Основные термины (генерируются автоматически): Адаптированная образовательная программа, ограниченная возможность здоровья, ребенок, адаптационная образовательная программа, образовательный процесс, программа, возможность, образовательная организация, Российская Федерация, учебный план.

• Адаптированная
основная
общеобразовательная
программа начального
общего образования образовательная
программа,
адаптированная для
обучения определенных
категорий лиц с
ограниченными
возможностями здоровья,
в том числе с
инвалидностью,
• Статья 79, п. • Адаптированная
образовательная
программаобразовательная программа,
адаптированная для
обучения лиц с
ограниченными
возможностями здоровья с
учетом особенностей их
психофизического развития,
индивидуальных
возможностей и при
необходимости
обеспечивающая коррекцию
нарушений развития и
социальную адаптацию
указанных лиц;
Статья 2
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
N 273-ФЗ от 29 декабря 2012

Дифференциация понятий АООП НОО ОВЗ и АОП

АООП НОО ОВЗ
• Разрабатывается на
уровень образования
• Разрабатывается для
обучающихся
конкретной категории
ОВЗ
АОП
• Разрабатывается на
определенного
обучающегося с ОВЗ в
условиях инклюзии
• Разрабатывается на
срок, определенный ОО
самостоятельно
Письмо Минобрнауки России» от 20. 2017 № 07-818 «О направлении методических рекомендаций
по вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
Методические рекомендации
руководителям общеобразовательных организаций
по сопровождению образовательной деятельности
в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного
стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Порядок разработки и реализации адаптированной образовательной программы

Письмо Минобрнауки России» от 20. 2017 № 07-818
«О направлении методических рекомендаций по вопросам
организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
Методические рекомендации
руководителям общеобразовательных
организаций
по сопровождению образовательной
деятельности
в условиях введения федерального
государственного образовательного
стандарта начального общего образования
обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
и федерального государственного
образовательного стандарта образования
обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями

Какой документ ОО должен регламентировать порядок разработки и реализации АОП?

• Положение о разработке адаптированных
образовательных программ для каждого
обучающегося в условиях инклюзии
Письмо Минобразования России от 11. 2016 г. «О
введении ФГОС ОВЗ» — Методические рекомендации
по вопросам внедрения ФГОС ОВЗ

Кто разрабатывает АООП НОО ОВЗ и АОП и на какой срок?

АООП НОО ОВЗ
• Рабочая группа в
ОО, ответственныйадминистратор,
зам. директора
• Разрабатывается на
уровень образования
АОП
• Рабочая группа,
ответственный- учительдефектолог, учитель
• Разрабатывается на
уровень образования/на
срок, определенный
организацией
самостоятельно
Письмо Минобрнауки России» от 20. 2017 № 07-818 «О направлении методических рекомендаций по
вопросам организации образования в рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
Методические рекомендации
руководителям общеобразовательных организаций
по сопровождению образовательной деятельности
в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Может ли ребенок, которому рекомендована адаптированная программа для детей с легкой умственной отсталостью, обучаться

инклюзивно в общеобразовательном классе. На основании чего?
Письмо Минобрнауки России» от 20. 2017 № 07-818 «О направлении
методических рекомендаций по вопросам организации образования в
рамках внедрения ФГОС ОВЗ»
Методические рекомендации
руководителям общеобразовательных организаций
по сопровождению образовательной деятельности
в условиях введения федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного
образовательного стандарта образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Адаптация образовательных программ

• Представлена характеристика трудностей
обучающегося с ОВЗ и его потребностей
• планируемые результаты прописаны дробно, по
принципу «малых шагов» в обучении ребенка с
ОВЗ
• планируемые результаты соотносятся с подходами
к их оценке
• Предложен механизм адаптации содержания
рабочих программ
Соловьева Т. , и. директора ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики РАО»
Разработка адаптированных образовательных программ и индивидуальных учебных
планов обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (видео)

Специальные образовательные условия

• устанавливаются заключениями ПМПК или ИПР (для детейинвалидов);
• специальные образовательные программы и методы обучения и
воспитания;
• организация временного режима обучения;
• организации пространства, в котором обучается ребенок с ОВЗ;
• организация рабочего места ребенка;
• оснащение техническим средствами обучения коллективного и
индивидуального пользования;
• специальные учебники, рабочие тетради и дидактические материалы,
отвечающие особым образовательным потребностям учащихся с ОВЗ;
• форма и условия оценки достижений учащегося;
• предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего
обучающимся необходимую техническую помощь.

Другие специальные условия: иные, необходимые для
успешной социальной и образовательной адаптации ребенка
условия, например — условия питания, медицинского
сопровождения, включение дополнительного образования,
социальная помощь семье и другое
10. Особые условия прохождения ГИА
11. Рекомендации о необходимых направлениях
коррекционно-развивающей работы специалистов
12. Срок повторного прохождения ПМПК

Адаптированная образовательная программа *

• образовательная программа, адаптированная для
обучения лиц с ограниченными возможностями
здоровья с учетом особенностей их
психофизического развития, индивидуальных
возможностей и при необходимости
обеспечивающая коррекцию нарушений развития
и социальную адаптацию указанных лиц

Разделы АООП

Целевой раздел
Пояснительная записка
Особенности учащегося
Личностные, метапредметные результаты
Предметные результаты
Результаты аттестации
Содержательный раздел
План коррекционно-развивающей работы
Социальные навыки и поведение
Организационный раздел
Учебный план
Организация обучения
Использование индивидуальных средств обучения
Рекомендации для родителей
Приложения

Целевой раздел. Особенности учащегося.

• Особенности речи,
• графические навыки,
• темп деятельности, работоспособность,
утомляемость;
• проблемы, связанные с объемом памяти;
• сформированность пространственных
представлений;
• особенности поведения;
• взаимоотношения с другими детьми;
• собственные интересы и игра;
• самообслуживание и социально-бытовые навыки.

Особенности
Способы помощи
Речь
Словарный запас несколько
ограничен. Трудности восприятия
большого объема речевой
информации на слух. Использовать простые
речевые конструкции. Уточнять понимание
инструкций и смысла
прочитанного. Графиче
ские
навыки
Мелкая моторика развита недостаточно. Не снижать оценку за
Захват пишущего инструмента
небрежность. правильный. Письмо укрупнено. В
графической деятельности часто
небрежен. Темп
деят-ти. Работоспость. Утомляе
мость. Темп и работоспособность в пределах
нормы. Некоторые трудности
включения и переключения, колебания
внимания. Быстрее истощается в
произвольной деятельности. При
возникновении затруднений и при
истощении может отказываться от
деятельности. Предъявлять задания в его
темпе. Повторять инструкцию,
если это необходимо.

Проблемы,
связанные с
объемом памяти
Сформированность
пространственных
представлений
Особенности
Способы помощи
Объем механической памяти
выше нормы. Объем
произвольной памяти
значительно ниже объема
непроизвольной. Некоторые
трудности самоорганизации
при запоминании. Развивать произвольную
память (и произвольность в
целом). Объем зрительной памяти
выше объема слухоречевой. Использовать наглядные
опоры, схемы. Пространственные
представления сформированы
недостаточно. Трудности
восприятия большого объема
зрительной информации. Трудности восприятия
целостного образа. Дозировать предъявляемую
информацию. Использовать пошаговые
инструкции, расписания,
схемы. Возможно, организующая
помощь при анализе
образца.

• Слово и предложение. Слово как объект изучения, материал для
анализа. Значение слова. Слова, называющие предметы. Слова,
называющие действия и признаки; родственные слова; синонимы;
антонимы, омонимы (ознакомление без введения терминологии). • Слово и предложение (различение). Работа с предложением:
выделение слов, изменение их порядка, распространение и
сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в
именах собственных. Знаки препинания в конце предложения
(ознакомление).

Условия оценки достижений учащихся с РАС

Контрольно-измерительные материалы,
разработанные для нормально развивающихся
детей, требуют серьезной адаптации по порядку и
способам предъявления заданий, темпу, сложности и
т. Благодаря наличию адаптированной
образовательной программы, учитель получает
возможность аттестовать учащегося по другим
критериям.

Форма оценки достижений

• увеличение времени для написания проверочных и
контрольных работ; выполнение заданий в
несколько приемов, по частям;
• сокращение объема списываемого материала;
сокращение текста диктанта; упрощение заданий в
контрольной работе, уменьшение их количества;
• подкрепление картинками материала,
записываемого на слух;
• тесты с картинками; решение задач, занесенных в
схемы; выполнение в индивидуальном режиме;
• адаптированный диктант (только вписывание
определенных букв на определенные правила);
• и др. • организующая помощь тьютора.

Индивидуальное вспомогательное средство

• Вспомогательное средство заменяет одну из
операций деятельности по решению задачи, тем
самым деятельность становится проще, при этом не
страдает смысловая сторона задания;
• Введение индивидуального, или вспомогательного,
средства помогает решить вопрос включения
ребенка с РАС в ход урока

Примеры индивидуальных вспомогательных средств обучения

Математика. Справочные таблицы по
пройденному материалу (например, таблица
сложения, умножения, карточки с формулами и
др. Образец решения (для типовых задач,
уравнений). Цветовое выделение (например,
выделение цветами разрядов в строении числа). Линейка, счетные палочки или другой счетный
материал.

Русский язык. Справочные таблицы по пройденному
материалу (например, схема разбора слова по составу,
фонетического разбора, синтаксического разбора
предложения и др. Подробный план при написании
изложений и сочинений в виде вопросов. Литература. Справочные таблицы по пройденному
материалу, планы ответов, подсказки в виде рисунков
для устных ответов. Природоведение. Планы ответов, использование
учебного материала при ответе: записей в тетради,
рабочей тетради, атласа и учебника.

Оценка выполненной работы

– стандартная
школьная шкала оценок:
5 баллов — самостоятельно выполняет задание в заданное
время без ошибок
4 балла — самостоятельно выполняет задание за
дополнительное время с 1-3 недочетами
3 балла — самостоятельно выполняет задание за
дополнительное время с 3-5 недочетами
2 балла — неудовлетворительное выполнение задания
Использование индивидуальных средств, записанных в
адаптированную образовательную программу не приводит
к снижению оценки!
Оценивание проводится учителем. Оценки заносятся в
классный журнал.

Оценка степени самостоятельности

• 5 баллов — самостоятельно выполняет задание в
заданное время
• 4 балла — самостоятельно выполняет задание за
дополнительное время
• 3 балла — для выполнения задания требуется
упрощенная индивидуальная инструкция,
разъясняющая суть задания
• 2 балла — для выполнения задания требуется
использование индивидуальных средств
• 1 балл — для выполнения задания требуется
организующая помощь педагога на каждом этапе
• 0 баллов — выполнение задания недоступно
Оценивание по этому параметру проводится тьютором
или учителем. Оценки заносятся в дневник
наблюдения за ребенком

Содержательный раздел АООП (вариант 8

• Программа формирования универсальных
учебных действий
• Программы учебных предметов, курсов
коррекционно-развивающей области
• Программа духовно-нравственного развития,
воспитания
• Программа коррекционной работы
• Программа внеурочной деятельности

Содержательный раздел АОП/ План коррекционно-развивающей работы *

Цели
Специалист,
Ф. Математические
представления
Формирование дочисловых
математических представлений,
счетные операции сложения и
вычитания в пределах 10 с опорой на
наглядные материалы, формирование
математических понятий по
программе 1 класса, решение
простых текстовых задач
Учитель-дефектолог Индивидуальные и
групповые коррекционные
занятия
Развитие речи
Развитие связной речи, расширение
словарного запаса, формирование
правильного звукопроизношения,
формирование структуры фразы и
предложения. Учитель-логопед
Развитие
Педагог-психолог,
нейропсихолог
Направление
ВПФ
слухового и зрительного
внимания, памяти, формирование
пространственных представлений
Форма организации
занятий
Индивидуальные
коррекционные занятия
_
Индивидуальные и
групповые коррекционные
занятия

Формирование и развитие социальных навыков и поведения

Организационные навыки и деятельность
Критерий
1
2
3
4
5
6
7
Слышит звонок, прерывает свою
деятельность, берет рюкзак и идет в класс
Находит свою парту, вешает рюкзак на
крючок, садится за парту, ожидая
инструкций педагога
Следит за происходящим у доски,
участвует в ходе урока
Выполняет индивидуальные инструкции
учителя
Выполняет фронтальные инструкции
учителя
Отвечает на вопрос
Может задать другому ребёнку вопрос,
связанный с текущей ситуацией
Сформированность (баллы)
Примечание

Индивидуальный учебный план
Учебные предметы/
классы
Количество часов в неделю
в группе
Всего
индивидуально
Инвариантная часть
Русский язык
1
Литературное чтение
4
Иностранный язык
(англ. )

Математика
3
4
4
1
1
4
4
Окружающий мир
2
2
Музыка
1
1
Технология
1
1
Физическая культура
3
3
Изобразительное
искусство
1
1
Итого:
13
Предельно допустимая
аудиторная учебная
нагрузка при 5-дневной
учебной неделе
8
21
21

Внеурочная деятельность
Количество часов в
неделю
Направление/ классы
в группе
Всего
индивидуально
1. Спортивно-оздоровительное
2. Художественно-эстетическое
Арт-терапия
2
2
Театрализованная деятельность
2
2
Групповые
коррекционноразвивающие занятия по развитию
устной и письменной речи. 2
2
Групповые
развивающие
нейропсихологом
1
1
3. Научно-познавательное
коррекционнозанятия
с
4. ИЗО и компьютерная графика

5. Военно-патриотическое
6. Общественно-полезная
деятельность
растениеводство
1
1
7. Проектная деятельность
2
2
Итого
10
10

Организация обучения

Учебный предмет
Уроки в _1__
«З» классе
без
сопровожден
ия тьютора
Уроки в ____
«__» классе в
сопровожден
ии тьютора
Коррекцион
ные занятия
в «гибком
классе»
1 Русский язык
2 Литературное
чтение
3 Английский язык
4 Математика
5 Окружающий мир
6 Музыка
7 Технология
8 Физическая
культура
9 Изобразительное
искусство
Внеурочная деятельность
1 Проектная
деятельность
2 Арт-терапия
Итого часов в неделю:
Коррекционн Дистанционное
ые занятия в изучение
коррекционн
ом ____ «__»
классе

Система условий реализации АОП


1. Наименование
Класс с малой наполняемостью
Да
+
2
Определенное место в классе

3
Нужен ли помощник для учителя

4
Время продуктивной деятельности (кол-во уроков)
— задание в письменной форме
— возможность только устного ответа
— использование индивидуальных средств обучения
7
— требуется организующая помощь
педагога на каждом этапе
Учебная мотивация
Примечание
В среднем 5
+
5
День самоподготовки
6
Способ предъявления заданий:
— наравне со всеми учениками и по сложности и по времени
— пониженный уровень сложности
— необходимо дополнительное время
— сокращенное задание
Нет
+
+
+
При чтении,
письме и др. —
+
+

Не
сформирована

Целевой раздел. Особенности учащегося.

• формирование первоначальных представлений о единстве и
многообразии языкового и культурного пространства России, о языке
как основе национального самосознания;
• понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление
национальной культуры и основное средство человеческого общения,
осознание значения русского языка как государственного языка
Российской Федерации, языка межнационального общения;
• сформированность позитивного отношения к правильной устной и
письменной речи как показателям общей культуры и гражданской
позиции человека;
• овладение первоначальными представлениями о нормах русского и
родного литературного языка (орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться
в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные
языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

Целевой раздел. Результаты аттестации. Проблемы оценки качества обучения детей с ОВЗ

• отсутствие стандартизованного контрольно-диагностического
инструментария для детей с ОВЗ;
• ориентация на оценки, предлагаемые для школьников
общеобразовательных классов, значительно завышает уровень
требований к знаниям, умениям и навыкам учащихся с ОВЗ;
• часто на оценку могут влиять проявления церебрально-органической
симптоматики (например, плохо читаемый почерк, неаккуратность,
скорость выполнения задания, сложность устного ответа и т. )
• дети с ОВЗ имеют парциальную дефицитарность в развитии
психических процессов, и поэтому неравномерно усваивают как
общеобразовательные предметы в целом, так и отдельные разделы
внутри одного предмета

Рекомендации ПМПК по созданию специальных условий обучения и воспитания ребенка на базе образовательной организации (Письмо

Минобрнауки России от 23. 2016
N ВК-1074/07)
1. Определение образовательной программы
2. Форма обучения — очное; очно-заочное, заочное
3. Рекомендуемый режим обучения полный уч. день,
неполный уч. день, ГКП; дополнительный выходной
день, иное
4. Форма получения образования — в образовательной
организации, с использованием дистанционных
технологий
5. Обеспечение архитектурной доступности
6. Получение услуг ассистента (помощника), тьютора
7. Специальные технические средства обучения
8. Специальные учебники и дидактические пособия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *