Что вы знаете о «Рухани жангыру»
Словосочетание «Рухани Жаңғыру» означает «духовная модернизация». Пожалуй, нет человека, который бы не знал логотип этой программы — разноцветную птицу, которая даже стала вдохновением для дизайнера наряда участницы «Мисс Вселенная» Сабины Азимбаевой. А знают ли казахстанцы что-то более существенное о программе? Давайте проверим!
12 апреля исполнилось три года с начала реализации программы госпрограммы по «модернизации общественного сознания», которую инициировал бывший президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Программа «Рухани жангыру» состоит из шести подпрограмм: «Туган жер», или Наша Родина, сакральная география, современная казахстанская культура, перевод 100 ведущих учебников, 100 новых лиц и переход на латиницу. На реализацию программы до 2022 года из бюджета предусмотрено 54 миллиарда тенге (больше 160 миллионов долларов). А после обращения к меценатам, они выделили еще почти 300 миллиардов тенге.
Безусловно, программа «Рухани жаңгыру» – это не только дань уважения прошлому, но и своеобразный ориентир для будущего. По большому счету, идет ориентация на развитие в обществе именно обществе именно ценностей, указанных в Программе: конкурентоспособность; прагматизм; культ знания; открытость сознания; сохранение национального кода и эволюционное развитие страны.
Но каким образом можно воспитать в обществе эти ценности, если мы все прекрасно понимаем, что эффективность модернизации зависит от доверия населения и общественного контроля за выделенными на программу средствами.
И в итоге мы имеем очередную программу, инициативу, направление развития – да хоть как назови, исполнение которой возложено только на чиновников. Как результат, «Рухани жангыру» превратилась в одну из многих некачественных программ. Соответственно, если в обществе все эти вышеперечисленные ценности воспитать не получается, то, соответственно, и достойного будущего достичь будет нельзя.
Кроме того, власти, объявив такую концепцию воздействия на сознание граждан, переходят границу личного пространства человека. Объединив всех под одним флагом они попытались создать иллюзорную всеобщность, а наше общество противоречиво и расслоено. Да и сама Программа содержит больше фоновые, само собой разумеющиеся задачи, которые руководство страны должно решать молча, но решило это оформить красиво и помпезно.
И, напоследок, переход к латинице тоже очень противоречивый ход. Понятно, что стремление Назарбаева обособиться от влияния России, в том числе и культурного, демонстрирует его большие амбиции и желание укрепить роль Казахстана на международной арене. Находясь же под влиянием Москвы, это становится невозможно. Но здесь конкретно четко прослеживается вектор западной ориентированности казахстанского правительства. Теперь же, мы потеряем эту общность с нашим достаточно сильным соседом, да что там, со многими странами бывшего СССР. И тут мы сможем четко проследить работу одного старого, но действенного способа – разделяй и властвуй, которое в наше время так любит использовать Запад в своей внешней политики.
12 апреля исполняется 4 года с момента запуска программы модернизации общественного сознания. Редакция NUR. KZ разобралась, каким образом реализуется программа и принесла ли она пользу обществу.
С чего все началось?
Главная идеологическая программа страны берет свое начало со статьи первого Президента РК Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованная 12 апреля 2017 года в республиканских изданиях. Программа, рассчитанная на долгосрочный период, состоит из 6 основных направлений:
- Конкурентоспособность
- Прагматизм
- Сохранение национальной идентичности
- Культ знания
- Открытость сознания
- Эволюционное, а не революционное развитие
Все эти направления, по словам Елбасы, способны сформировать сильную и здоровую нацию.
Вместе с тем, в начале 2020 года с целью более эффективной реализации идей «Рухани жаңғыру», министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев представил обновленный план развития программы, который включил в себя три ключевых направления:
- Развитие личности
- Развитие нации и международное позиционирование
- Развитие государства, гражданского общества и местного сообщества
Стоит отметить, что данные ориентиры сгруппированы из 6 изначально заявленных Елбасы направлений и призваны более системно подойти к реализации программы.
Чего достигла программа за 4 года? Процесс идеологического развития на деле
В 2019 году был создан казахстанский институт общественного развития «Рухани жаңғыру», который на сегодняшний день является главным оператором программы.
С момента старта программы «Рухани жаңғыру» было запущено 13 специальных проектов, среди которых «100 новых лиц Казахстана», «Сакральная география Казахстана», «Туған жер», «100 новых учебников», «Казахстанская культура в современном мире», «Перевод казахского языка на латинскую графику». Данные спецпроекты реализуют центральные государственные и местные исполнительные органы с большим вовлечением общества.
Среди мероприятий и проектов особо значимыми стоит отметить международный этно-фольклорный фестиваль «Spirit of Astana», «Шествие Золотого человека по музеям мира», празднование 175-летия Абая, 750-летия Золотой Орды. Вместе с тем, в рамках программы уже проведены работы по реконструкции порядка 50 памятников истории и объектов культурного наследия.
Пандемия коронавируса, распространившаяся по всему миру в 2020 году, повлияла на проведение множества мероприятий, большинство из которых приостановилось, либо переведено в режим онлайн.
Тем не менее, успешная реализация и завершение некоторых проектов повлекли за собой запуск новых спецпроектов, инициированных Министерством информации и общественного развития РК: «Еңбек – елдің мұраты», «Құқықтық мәдениет», «Үнем –қоғам қуаты», «Дәстүр мен ғұрып».
Произошла ли модернизация общества?
Новый план программы «Рухани жаңғыру» говорит, в первую очередь, о смене фокуса в ее реализации с масштабного духовного роста на вовлечение каждого гражданина, раскрытия его потенциала и всестороннего роста. Об этом говорят новые проекты, направленные на трудолюбие граждан, развитие правовой грамотности, прагматизм и сохранение национального кода.
Как понимает главный идеологический документ в стране казахстанская молодежь и почему, чтобы быть на шаг впереди, важно знать и чтить свою историю и свои корни, в интервью NUR. KZ рассказал кандидат исторических наук, доцент КазНУ им. аль-Фараби, ассоциированный профессор КБТУ Арман Жумадил.
Как вы объясняете своим студентам значение программы «Рухани жангыру»?
Со времени обретения независимости первоочередной задачей в плане развития стояла экономическое развитие республики. В 1990-х годах главной задачей было построение рыночной экономики, проведение приватизации, привлечение иностранных инвестиций. Надо признаться, что духовность, культура, наука, которые не давали сиюминутную прибыль, ушли на второй план.
Сегодня, когда все вопросы связанные с построением рынка и стабилизации экономики позади, и Казахстан встал на путь стабильного развития, наступило время подумать о духовном наполнении и ценностных ориентирах общественного сознания. Это направление во всех сферах общественной жизни должно получить приоритетное значение.
Как отметил Елбасы, модернизация общественного сознания не просто дополнит политическую и экономическую модернизацию — она выступит их сердцевиной. Это поможет изменить общественное сознание, чтобы стать единой нацией сильных и ответственных людей. В програмной статье особо подчеркивается, что первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук. Эта установка Елбасы сегодня как никогда является архиважной и актуальной. Национальный код – это комплекс устоявшихся ценностных ориентиров и мировоззрения, присущие народу.
Какова роль молодежи в модернизации общественного сознания?
Модернизация общественного сознания в первую очередь имеет цель наработки и правильного выбора ценностных ориентиров для молодежи. Поэтому не случайно 2019 год был объявлен годом молодежи.
Несмотря на всемирную глобализацию и вестернизацию, Казахстан должен сохранить свои исторические корни, обряды и традиции, многие из которых стали приспособлены к современным условиям. Молодежь должна понять одну истину. Мы, как народ, будем представлять для мирового сообщества какой-то интерес только пока сохраняем свою идентичность и национальную самобытность.
Современная молодежь многолика. Она дифференцируется по языковым, культурным и конфессиональным признакам. Кому-то нравится западный образ жизни, кого-то привлекает восточная философия, а кто-то тяготеет к нетрадиционным религиозным течениям. При таком разнообразии взглядов и ценностных ориентиров их может объединить только одно – понимание общности исторической судьбы, что, в свою очередь, должно способствовать социально-политической стабильности.
Насколько сегодня среди молодежи актуален культ знания, о котором упоминал в статье Елбасы?
Культ знаний всегда был присущ всем молодым казахстанцам. Ведь с этим связано их будущее и карьерный рост. Но знание всегда должно подкрепляться воспитанием и культурой. Как говорил великий аль-Фараби, знание полученное без воспитания ведет к трагедии. Сегодня мы в который раз убеждаемся в его правоте. Посмотрите на успешных молодых людей нашего общества. У многих за плечами несколько ВУЗ-ов, знание двух, а то и трех-четырех иностранных языков. Однако многим из них не хватает внутренней культуры.
Другое дело образованность. Во все времена образованными людьми считались люди, которые хорошо знали и владели историей и литературой. Это мировозренческие дисциплины. Знание которых способствует раскрытию национального самосознания.
Не случайно в годы Второй мировой войны фашистские идеологи планировали обучить завоеванные народы только арифметике и начальнйю грамоте исключив, при этом, преподование истории.
Почему чтобы быть впереди, нужно знать и чтить свою историю?
Рухани жангыру. Духовная модернизация казахстанского общества через обращения к традиционным институтам. Роль традиционного ислама.
В поиске ценностных основ казахстанского общества Президент страны Н. Назарбаев в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» выбрал именногеокультурный подход, опирающийся на нравственный«внутренний стержень национального «Я»» то, что мы сегодня называем национальным генетическим кодом. Программа духовной модернизации казахстанского общества стала эпохальным стратегическим решением, направляющим развитие независимого Казахстана на ближайшие десятилетия. Она была позитивно встречена широкими слоями общественности внутри страны, а также вызвала серьезный интерес за рубежом. Это программная статья попытка через духовную модернизацию казахстанского общества перестроить и расширить границы национального самосознания, соединить историю и новые возможности современности. И в этом процессе руководящая роль отводиться молодежи. В этой статье Глава государства сохранение своей культуры, собственного национального кода назвал первым условием модернизации нового типа. Елбасы призывает изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха, не забывая при этом об истоках и собственном национальном коде. Исламское наследие объективно является несущей конструкцией в структуре современной идентичности казахов, обеспечивая его целостность как нации. Поэтому любая попытка «выбить» исламское составляющее с казахского исторического самосознания чревато большими последствиями по разрушению духовных основ этноса. Сегодня с подачи радикалов идет систематичный процесс противопоставления ислама и национального начала. Учитывая это,анти-экстремистская идеология должна, не ограничиваясь сугубо религиозной сферой, должно быть органической составной частью национальной идеологиив целомдля усиления национального компонентав религиозных сообществахПри этом практический опыт показывает, что при идейном перевоспитании религиозных экстремистов, прежде всего тех же такфиристов, можно (и нужно!) успешно апеллировать к чувствам национального патриотизма, исторической гордости, подчеркивая глубокие корни ислама в казахской культуре. Как отмечал Президент РК Н. Назарбаев в книге «В потоке истории»: «сейчас Ислам, самая распространенная религия современного мира, проходит сложный процесс реформации при сохранении своих фундаментальных постулатов. Недооценивать колоссальной роли этого в процессе национального развития стран, где ислам имеет глубокие исторические корни, просто недопустимо». Поэтому профилактические мероприятия по противодействию идеологии насильственного экстремизма учитывая вышеописанную направленность радикальных структур должен органичным образом вписываться в более широкий контекст стратегических программных установок– в частности, связанных спрограммной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», а такжес концепциями «Ұлы Дала»и «Мәңгілік Ел». Наиболее опасное из экстремистских религиозных движений в современном Казахстане, несущее ответственность за все террористические акты, происшедшие в стране за последние годы является такфиризм или такфиро-«джихадизм». Термин такфир (однокоренной со словом «кафир» — «неверующий, неверный») означает «обвинение в неверии». Обвинение окружающего общества в «неверии» или «вероотступничестве» используется казахстанскими такфиристами в качестве отправной точки для дальнейшего обоснования своих антигосударственных убеждений и экстремистской деятельности. Исторически такфиризм берет свое название от организации «Ат-такфир уа-ль-хиджра» («Обвинение в неверии и отъезд для спасения своей веры»), которая возникла в 1971 году на базе радикального крыла партии «Ихван-уль-муслимун» («Мусульманское братство», «Братья-мусульмане»),и запрещена сегодня в Казахстане, во многих мусульманских странах дальнего зарубежья, а также в государствах Евросоюза. При этом следует учитывать, что подавляющее большинство такфиристовв Казахстане – молодые люди без глубокого жизненного опыта, но зато с открытой и податливой эмоциональной сферой. Именно это многократно облегчает воздействие на их сознание через национал-патриотический комплекс идей и образов то что мы называем традиционным исламом. В частности, достоверно известен случай, когда еще в 2011 г. пятеро молодых такфиристовв г. Актобе под руководством опытного теолога посетили сеанс художественного фильма «Жаужүрек мың бала»; после сеанса трое из пятерых отказались от радикальных убеждений, а оставшиеся двое перешли в разряд колеблющихся. Как показывает практика, данный прием дает позитивные результаты как при переубеждении уже сформировавшихся радикалов, так и в профилактической работес верующей молодежью. Сказанное касается, в первую очередь, правильной подачи и популяризации национальной истории и национальных традициив рамках программной статьи Президента страны «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»
Оцените пост
Понравился пост? Расскажи об этом посте своим друзьям!
Об авторе
Центр исследования проблем религий акимата города Астаны
Приемная: 8 (7172) 55-04-38
Круглосуточный телефон доверия по вопросам религиозной консультаций: 2288
Цель деятельности Центра:
Существенной стороной Программы «Рухани жаңғыру» стал Проект «100 новых лиц Казахстана», отражающий новый облик человеческого капитала. Это представители полиэтнического общества, своим трудом и профессиональной деятельностью определяющие актуальность инновационных технологий и тенденций в системе новой реальности.
Одной из социокультурных основ духовно-нравственного развития общества выступает гуманизм. Гуманизм – глубочайшее явление общечеловеческой культуры, уже на протяжении многих веков способствующее прогрессу социума и углублению общественного сознания. Человеколюбие, забота общества о каждом человеке, защита его прав, создание условий для материального и духовного благополучия – ведущие приоритеты и характерные черты социального государства. Именно эти принципы ведут к укреплению стабильности, улучшению морально-нравственной атмосферы в обществе.
Осмысление идеалов гуманизма имеет особую значимость в реализации Программы «Рухани жаңғыру». Гармонизация интересов личности с интересами государства предполагает углубление гуманистических аспектов в мировоззрении современного общества. Гуманизм оказывает существенное влияние на социальную активность, способствует всестороннему преодолению вызовов, опасностей и рисков в связи с COVІD-19, успешному социально-экономическому развитию страны в постпандемический период.
Программа «Рухани жаңғыру» определяет значимость духовной модернизации в системе социального государства. Социальное государство является эффективным инструментом реализации возможностей, потребностей и интересов граждан. Модернизационные процессы способствуют развитию социальной политики в соответствии с новыми условиями и стандартами жизнедеятельности современного общества. Важно углубление целенаправленного и системного характера осуществляемых реформ и преобразований.
Обновление социокультурной среды способствует позитивным социальным преобразованиям и переменам, развитию общественного самосознания в условиях глобальных рисков и вызовов. Гуманизм как одна из форм мировоззрения человека связан с укреплением его социальных функций. Принципы социальной защиты, социальной справедливости, социального партнерства связаны с гуманистическими ценностями.
Программа «Рухани жаңғыру» в системе духовно-нравственного развития общества определяет актуальность реализации творческих способностей и возможностей человека в соответствии с общечеловеческими гуманистическими интересами и потребностями информационного общества. Человеколюбие, гуманность – определяющие составляющие исторической памяти народа, общественного сознания и социокультурных ценностей.
Огольцова Е. Принципы гуманизма в процессе воспитания молодежи / Развитие народной дипломатии в современных аспектах гуманитарного сотрудничества. Сборник докладов Международного форума ученых и общественных деятелей Центрально-азиатского региона. – Астана, 2014. – С. 205-208.
главный научный сотрудник Института истории государства Комитета науки МОН РК,
доктор политических наук, ассоциированный профессор
«Для того чтобы сделать народ добродетельным, надо сделать его счастливым». Бенджамин Румфорд
12 апреля 2017 года Глава государства выступил с программной статьей «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», в которой обрисовал четкие контуры модернизации общественного сознания
За прошедший год программа приобрела четкие контуры, модернизационные преобразования поддержало казахстанское общество. Интернет-портал также активно освещал этот процесс в специальном разделе. Предварительными итогами реализации программы модернизации общественного сознания казахстанцев с нами поделился заведующий сектором Отдела внутренней политики Администрации Президента РК, кандидат политических наук Галым ШОЙКИН.
Программа «Рухани жаңғыру», инициированная Главой государства – это действительно масштабный проект национального уровня. Она уникальна тем, что затрагивает все сферы жизнедеятельности общества. Ее смело можно назвать, своего рода, идеологической платформой развития казахстанского общества на современном этапе и в долгосрочной перспективе.
Обновление общественного сознания напрямую связано с потребностью населения, проживающего в общем социальном пространстве, успешно адаптироваться к динамично меняющимся условиям современности. При этом содержание общественного сознания граждан Казахстана тесно переплетается с их интересами, идеями, ценностями и перспективами, опирается на духовные основания, включая культуру, поведенческие практики, обычаи и традиции, науку, нравственные императивы.
Как известно, ключевыми направлениями модернизации национального самосознания в ХХI веке, применяемыми как на индивидуальном, так и на общественном уровне, являются конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие и открытость сознания.
— Президент страны Нурсултан Назарбаев отмечал, что сначала надо проводить экономические реформы, только затем – политические. Теперь пришло время социальных изменений?
— Как известно, ключевыми направлениями модернизации национального самосознания в ХХI веке, применяемыми как на индивидуальном, так и на общественном уровне, являются конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие и открытость сознания. Поэтому закономерно, что модернизация общественного сознания приобретает особую значимость и актуальность именно сейчас, поскольку современный мир все более меняется. Глобальные процессы формируют нестандартные неожиданные вызовы, активное использование новых информационных и коммуникационных технологий, меняет ритм и стиль жизни, национальные традиции дополняются современными элементами. В этом смысле формирование единой Нации сильных и ответственных людей являются ключевым условием успеха Казахстана.
Соответственно модернизация сознания должна коснуться каждого казахстанца, поскольку в условиях современных вызовов каждый житель страны должен быть готов адаптировать свои жизненные стратегии для прогресса страны и общества в целом. Только культ знания, ориентация на качественное образование и открытость сознания могут в этом помочь.
— Расскажите о том, что было сделано за этот небольшой промежуток времени?
— В целях реализации программы «Рухани жаңғыру» 26 апреля 2017 года была образована Национальная комиссия по реализации программы модернизации общественного сознания при Президенте РК. Правительством был подготовлен и утвержден План мероприятий по реализации программы модернизации общественного сознания, созданы проектные офисы управления программой, которые сформировали Дорожные карты по реализации региональных планов, организована работа Национального бюро переводов с учетом международного опыта, организованы выездные методические семинары для местных органов.
Национальной комиссией обеспечена реализация 6 направлений программы «Рухани жаңғыру». Остановимся на них подробнее.
Первое направление — переход казахского алфавита на латинскую графику. Как отметил Президент, переход на латиницу имеет, с одной стороны, свою глубокую историческую логику, а с другой стороны – отражает современные особенности развития технологии и коммуникаций в мире. Поэтому современная латиница ассоциируется с новыми технологиями, компьютером, цифровизацией. В этой связи в 2017 году государственные органы разработали и утвердили алфавит казахского языка на латинице. Это первый этап этого проекта. В ноябре 2017 года при Правительстве была создана Национальная комиссия по обеспечению перехода казахского алфавита на латинскую графику. После широкого всенародного обсуждения, с учетом всех поступивших замечаний и предложений Указом Главы государства 19 февраля 2018 года №637 был утвержден доработанный вариант алфавита. В рамках комплексной работы проведено пять заседаний Рабочей группы по переходу государственного языка на латиницу. Также были проведены совместные заседания и совещания Рабочей группы с госорганами, общественными и научно-образовательными структурами: КИСИ при Президенте РК, Назарбаев университетом, национальными университетами (КазНУ им. аль Фараби, КазНПУ им. Абая и КазНАУ); с КазНПУ им. Абая, международным обществом «Қазақ тілі», Институтом языкознания, литературы и искусства, Институтом истории и этнологии, Институтом философии, политологии и религиоведения, Институтом востоковедения МОН РК, Международной тюркской академией и другими. Будет приведено в соответствие необходимая нормативно-правовая база для внедрения латиницы. Планируется создание орфографическо-лингвистической комиссии, которая займется созданием большого орфографического словаря казахского языка на основе латинской графики. В последующем начнется работа по разработке и изданию учебно-методической, художественной литературы.
Второе направление — «Новое гуманитарное знание. 100 новых учебников на казахском языке. Сформирована Рабочая группа по отбору учебников для перевода на казахский язык из числа ученых вузов и НИИ, общественных деятелей, ведущих политологов. Разработан План действий по отбору учебников в рамках проекта «Новое гуманитарное знание: 100 новых учебников». Сформирован первоначальный список учебников на основе предложений вузов в количестве 800 наименований. Рабочая группа начала осуществлять отбор учебников в соответствии с выработанными критериями. Для реализации перевода на казахский язык, издания и распространения учебников создан некоммерческий фонд «Ұлттық аударма бюросы». Заключены договора с иностранными издательствами на предмет приобретения прав на перевод и издание утвержденных 18 учебников (ведущие издательства США, Англии, Швейцарии, Франции и России). Определены ответственные организации из числа вузов, профессиональных ассоциаций, в том числе: Казахский национальный университет имени аль-Фараби, Евразийский национальный университет имени Л. Гумилева, Университет «Нархоз», Алматы менеджмент университет, Университет имени Сулеймана Демиреля и Ассоциация высших учебных заведений РК, на базе которых будет осуществлен перевод и издание каждого учебника. Для реализации проекта сформированы 17 рабочих групп с привлечением более 90 специалистов. Первые 18 учебников уже переведены на государственный язык и изданы. 12 апреля прошла их презентация с участием Главы государства. Запущен официальный сайт проекта 100kitap. В целом, проект призван расширить спектр обучающих подходов и методик, которые будут доступны казахстанцам, особенно студентам и преподавателям.
Третье направление — «Туған жер». Особенностью данного проекта является активное участие регионов, а также привлечение предпринимателей, меценатов и заинтересованных граждан. Патриотизм, выраженный в любви к родной земле, ее культуре, обычаям и традициям выступает основой культурно-генетического кода. В рамках проекта реализовано более 700 конкретных проектов, реализуется более 320 проектов, инициировано более 150 проектов по всей республике. За счет меценатов привлечено более 51 млрд. тенге спонсорской помощи.
Четвертое направление – «Сакральная география Казахстана». Данный проект стал одним из наиболее популярных в обществе. В течение всего года каждый регион рассказал о своих уникальных местах. На базе Национального музея РК создан Центр «Қасиетті Қазақстан». Действует Научно-экспертный совет из 40 ученых и общественных деятелей по отбору и систематизации общенациональных и локальных сакральных мест. Разработан Список объектов общенационального и регионального значения, выявлены 183 объекта общенационального значения. В список включены памятники истории и культуры, внесенные в Список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО: мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, петроглифы Тамгалы и 520 объектов локального значения. Разработана Виртуальная карта сакральных объектов с 3D турами по сакральным объектам общенационального значения. Решается вопрос строительства визит-центров Государственных историко-культурных музеев–заповедников «Улытау», «Отрар» и «Танбалы». Создаются 3 республиканских музея-заповедников «Бозоқ», «Ботай» и «Сарайшык». На сегодняшний день в производстве находятся 4 фильма о сакральных объектах Казахстана с дублированием на 5 языках ООН. Запущен совместный проект с National Geographic, Viasat History, Discovery по съемке научно-популярного документального фильма «Күлтегін». 15 января 2018 года в Национальном музее состоялся II Республиканский форум по проекту «Сакральная география Казахстана».
Пятое направление — «Современная казахстанская культура в глобальном мире». Проект нацелен на выстраивание системной работы по популяризации казахстанской культуры за рубежом. При этом ставка делается на продвижение современной культуры как по форме, так и по содержанию. В течение 2017 года был выполнен комплекс мероприятий по информационному продвижению и популяризации современной отечественной культуры за рубежом. Проведена инвентаризация достижений отечественной культуры за период Независимости. Отбор произведений культуры был произведен по следующим критериям: произведения, которые включаются в проект, должны быть созданы в период независимости Казахстана, отличаться новизной, оригинальностью, а также отвечать эстетическим и художественным вкусам современного общества. Кроме того, принимается во внимание объективная оценка авторов, ранее полученная на казахстанских и международных конкурсах и фестивалях. В результате были сформированы шорт-листы по 4 направлениям. 1) «Литература» — 193 произведения по жанрам «проза», «поэзия» и «исследовательские труды»; 2) «Театр, кино и хореография» — 56 произведений — художественные, документальные и анимационные фильмы, оперные и балетные постановки, а также спектакль и мюзикл; 3) «Классическая и традиционная музыка» — 66 исполнителей — эстрадно-оперные исполнители и вокально-инструментальные группы; 4) «Изобразительное искусство» — 177 произведений известных мастеров и современных художников. Стартовым событием стала презентация Программы «Рухани жаңғыру», которая состоялась в период с 17 по 19 октября 2017 года в Штаб-квартире UNESCO в Париже. В рамках презентации был проведены различные мероприятия, продемонстрировавшие зарубежной аудитории различные направления казахстанской культуры. Активизировалась гастрольная деятельность наших творческих коллективов за рубежом. Целая плеяда талантов получила возможность показать достижения нашего искусства внутри страны и за рубежом.
Шестое направление – «100 новых лиц Казахстана» практически стал визитной карточкой программы «Рухани Жаңғыру» в 2017 году. Данный проект представил Казахстану выдающихся лиц различных сфер деятельности. Это певцы, композиторы, спортсмены, ученые, журналисты и другие профессионалы в своем деле, достигшие успеха и признания уже в период Независимости. 7 июня 2017 года был открыт специальный проект «100esim. kz». Пользователи делились «историями успеха» кандидатов в социальных сетях, отмечали «лайками» понравившуюся историю. 15 сентября 2017 года было собрано 2112 кандидатуры проекта «100 новых лиц Казахстана». Затем, отобранные экспертной и рабочей группой кандидатуры были направлены на сайт «100esim. kz» для участия в общественном голосовании. По итогам голосования более 340 тысяч казахстанцев отдали голоса за своих фаворитов. 102 победителя проекта «100 новых лиц Казахстана» встретились 1 декабря 2017 года с Главой государства. Этот проект должен показать молодым казахстанцам, нашему подрастающему поколению, как их целеустремленные соотечественники добивались профессионального успеха.
— Итоги впечатляют!
— Действительно, было проделано много работы. В целом по итогам первого года реализации по всем направлениям программы модернизации общественного сознания достигнуты конкретные результаты и есть четкие планы на будущее. Уверен, что впереди будет сделано еще больше.