Программы международного обмена студентами появились давно и действуют уже более 40 лет. Но и сейчас далеко не все студенты знают о программах по обмену. И почти никто не знает, что учиться по обмену могут даже школьники, а не только студенты.
Рассмотрим особенности программ обмена студентами, как можно принять в них участие и какие преимущества они дают.
Программы международного учебного обмена – удобный способ получить основное или дополнительное образование за границей. Учащиеся приобретают незаменимый опыт, могут рассчитывать на диплом высокого класса и возможность трудоустройства в зарубежной стране. Но, такие программы обладают своими недостатками, связанными прежде всего с высокими финансовыми расходами и необходимостью длительного проживания в чужой стране.
Что важно для студента?
Обучение в престижном учебном заведении за границей, даже кратковременное – это отличный шанс повысить свою квалификацию и в дальнейшем претендовать на более высокооплачиваемые должности в начале профессиональной карьеры.
Легче всего попасть в программу международного обмена, если российский вуз имеет соответствующее соглашение с одним из зарубежных учебных заведений. Программу обмена можно найти и самостоятельно.
Особое внимание нужно обратить на полное и грамотное оформление всех необходимых документов. Лучше сделать это заблаговременно.
Одним из решающих факторов может стать вера в собственный успех. Программы обмена нацелены прежде всего на амбициозных и предприимчивых студентов, не пасующих перед трудностями.
Проблема № 2. Школа, поступление, армия
Если студент по обмену находится в 9−10 классе на момент пребывания в Штатах, то ему в принципе не о чем волноваться. Проблемы возникают у более старших студентов. Некоторым приходится оставаться на второй год, теряя при этом возможность последний год проучиться со своим классом, другим же приходится жертвовать неделями пребывания в США, чтобы успеть сдать ГИА/ЕГЭ. Мальчикам еще сложнее — крайне нежелательно оставаться на второй год из-за армии. То есть, по сути, программа по обмену создает множество проблем нашим абитуриентам.
Однако есть случаи, когда дети, только приезжая из Америки, сдавали хорошо вступительные экзамены и поступали в престижные вузы. Как ни странно, американский опыт помогает многим выпускникам программы пополнять ряды студентов МГИМО, ФА при Правительстве Р Ф, МГУ и других хороших университетов.
Проблема № 1. Время пребывания
Все студенты должны пробыть в стране от 8 до 10 месяцев (т. полный срок программы), чтобы получить статус alumni (выпускник). По сути, и условие не жесткое, и статусом вроде бы можно пренебречь. Но, во-первых, статус alumni дает множество преимуществ, связей, возможностей — практически столько же, сколько и сама Америка, если не больше. Поэтому отказываться от него — крайне неразумный шаг. Во-вторых, продержаться год в Америке не так уж и легко. Психологические стрессы, проблемы с семьей, здоровьем — что угодно может вывести из строя.
Для меня Америка была больше школой жизни, наполненной суровыми испытаниями, чем курортом. Когда тебе 16−17, год — огромный промежуток времени. Много вещей может случиться — и потеря близких, и огромные изменения в семье, и утраченные навсегда возможности в школе, и золотая медаль, и т. и т. Так что прежде чем садиться в самолет, следует спросить себя: «А я готов/а пожертвовать многим и рискнуть?»
Проблема № 3. Плохие условия в США
Повторюсь, США — не рай. Первое время всегда самое сложное. Частенько бывает так, что приехав в Штаты, студент ожидает должного нормального обращения со стороны принимающей семьи, координатора, школы, но не получает этого. Это — неимоверный стресс.
Когда не можешь даже изъясняться нормально по-английски, когда только привыкаешь к новой среде и вместо поддержки чувствуешь безразличие или плохое отношение со стороны единственных близких людей в чужой стране — это очень сложно преодолеть. Может попасться плохая семья, может быть ужасный локальный координатор или школа полностью не устраивает, и в первую пору защищать права (тем более, учитывая русский менталитет) — практически нереально. Но к этому надо быть готовым. Такое тоже случается.
Но и в этом есть свои прелести. После таких ситуаций появляется уверенность в себе, легче отстаивать свою точку зрения, человек закаляется суровыми испытаниями.
С чего начинать?
Тем студентам, которые хотят учиться по одной из программ международного обмена, нужно сначала обратиться в деканат или международный отдел своего вуза и узнать о программах, в которых принимает участие данное учебное заведение.
Полезно также изучить аналогичную информацию на сайте вуза, в котором предполагается пройти обучение.
Можно выбирать программу обмена самостоятельно, но это вариант более долгий и более сложный.
Правительство и государственные органы часто имеют собственные программы привлечения студентов, информацию о которых можно получить на правительственных сайтах.
При заполнении заявок и других документов нельзя оставлять незаполненные поля. Также нужно обратить внимание на крайний срок (дедлайн) подачи заявки. Большую роль могут сыграть рекомендации от преподавателей и работодателей. Обычно достаточно 1-2 рекомендательных писем.
Нужно учесть следующие обязательные требования для документов:
- имя и фамилия на латинице должны быть написаны так же, как в загранпаспорте;
- номер телефона должен соответствовать международному формату;
- в графе Nationality нужно указывать не национальность, а гражданство;
- адрес электронной почты должен быть актуальным.
Решающую роль может сыграть эссе, объясняющее мотивы претендента на обучение, написание которого часто является обязательным.
Проблема № 4. Другой менталитет
Следует понимать, что долгое нахождение в чужой среде может привести к заимствованию, что в России уже никогда не будешь на 100% своим, и в Америке что-то все равно будешь воспринимать по-русски. Этот процесс необратим. В Америку дети едут в желтых очках. Там приобретают красные. В итоге получаются оранжевые очки.
Сложно сказать, плохо это или хорошо. Судя по себе, могу сказать, что такой опыт расширяет угол зрения, начинаешь видеть намного больше возможностей и вариантов решений одной проблемы. Но самое главное, часто многим студентам именно нахождение в американской культуре помогало понять родную страну и ее людей.
Есть только два ответа на вопрос «Стоит ли быть студентом по обмену?»: да и нет. Есть множество причин за, и столько же найдется против. Многие люди будут отговаривать, другие же, наоборот, поддержат. Чтобы принять правильное решение — отбрось все сомнения, все мысли и спроси свое сердце. Лишь оно знает то, что действительно будет лучше. Доверься ему.
И какое бы решение ни было — действуй. Жизнь — удивительная штука, не пропускай ее. Удачи!
Суть программ студенческого обмена
Обмен студентами бывает не только международным, но и внутри одного государства. Но в данной статье рассматривается именно международный обмен студентами. Его смысл заключается в том, что, не отчисляясь из своего учебного заведения, студент получает возможность обучаться за границей в течение 1-го (иногда 2-х) семестров. Учеба в российском вузе при этом не прерывается.
Есть также программы, рассчитанные на летние месяцы, когда студент не учится, но официально работает во время каникул в другой стране. Основное преимущество для российских студентов подобных программ– языковая практика и возможность заработать.
Сейчас такие программы есть почти в каждом государственном вузе. Они рассчитаны на амбициозных и коммуникабельных студентов, которые хотят увидеть мир, повысить профессиональный уровень и овладеть иностранными языками.
Какие страны предлагают студенческий обмен?
В первую очередь, это все страны Евросоюза. В них действует программа «Эразмус». Российским студентам сейчас доступна расширенная программа «Эразмус Мундус», в которой каждый год участвует более 2000 россиян. Наиболее активными странами по приему иностранных студентов по обмену являются Германия, Франция и Испания. Финансирует программу Евросоюз и российский вуз, в котором учится студент.
Если позволяет бюджет, студент может финансировать участие в программе самостоятельно. Еще один вариант – получить грант на обучение от одного из частных фондов.
Наиболее высокие шансы получения гранта у студентов старших курсов, изучающих естественные науки или получающих техническую специальность, особенно связанную с компьютерами. Реже всего поддержку получают будущие медики и юристы. На эти специальности и наиболее высокий конкурс. Следует учитывать, что процесс получения гранта может быть очень долгим и занять более года.
Зарубежные университеты часто предоставляют частичную компенсацию затрат на обучение при условии, что студент или аспирант будет участвовать в научных исследованиях, работать помощником преподавателя и т.
В Германии есть также собственная программа академических обменов DAAD. Эта программа поддерживает мобильность не только студентов, но также аспирантов, преподавателей и профессоров вузов. Представительство DAAD работает в Москве.
Международная европейская организация студентов AIESEC помогает пройти стажировку за границей всем желающим. Нужно обращаться в представительства организации. Сейчас они есть во многих городах России.
Студенты по обмену, которые обучаются в Японии, могут рассчитывать на стипендию. Получить подробную информацию и подать документы для участия в программе можно в посольстве Японии.
Часто вузы имеют собственные соглашения по обмену с отдельными странами. Так, у Новосибирского университета есть программа по обмену с Южной Кореей, а у Санкт-Петербургского университета – с Финляндией.
Тем, кто хочет учиться по обмену в США, нужно обратить внимание на программу Global Undergraduate Exchange Program.
Выгоды программ студенческого обмена
Плюсы подобных программ очевидны:
- приобщение к культуре другой страны;
- повышение уровня владения иностранным языком;
- часто студентам помогают совмещать учебу с работой.
Реализация культурной программы часто включает не только посещение музеев, театров и т. , но и возможность проживания в иностранной семье, что позволяет лучше узнать традиции и культуру отношений страны.
Более часто студены проживают в общежитиях и хостелах. В этом случае им, как правило, компенсируются расходы на питание.
Жизненный опыт, полученный во время обучения за границей, пригодится для трудоустройства, особенно в иностранную компанию.
Студенты, прошедший обучение в проекте по обмену, получают сертификат в дополнение к диплому российского вуза.
Требования к кандидатам
К кандидатам в программу обмена предъявляются следующие требования:
- хорошая успеваемость;
- определенный уровень знания иностранного языка, на котором проводится обучение в заграничном вузе;
- возможны ограничения, связанные с возрастом кандидатов;
- состояние здоровья, которое не должно препятствовать учебе и адаптации.
Естественно, нужно быть активным, целеустремленным и не бояться перемен в жизни. Как правило, чтобы попасть в программу по обмену, нужно пройти конкурс, сдать тест на уровень владения иностранным языком и представить правильно написанное подробное резюме (CV).
Следует иметь в виду, что даже если учеба по обмену для студентов полностью финансируется сторонними организациями, учащемуся придется самостоятельно оплатить проезд к месту учебу, затраты на оформление и перевод документов и т.
Особенности обменных образовательных программ
Программы обучения предусмотрены не только для школьников, но также учеников ВУЗов и даже предпринимателей. Особое внимание уделяется обменам для школьников, предполагающее длительное проживание несовершеннолетних в дали от родителей. На качество обучения влияет продуманность учебного процесса и организация быта учеников. Такие программы подойдут не для каждого человека, поскольку требуют высокой моральной устойчивости.
Гораздо проще студентам, поскольку в силу более старшего возраста они уже смогли обрести определённый жизненный опыт. Такому человеку проще самостоятельно принимать решения и выходить из тяжёлых ситуаций, в том числе связанных со стрессом из-за переезда.
Есть разные способы отправиться на обучение за границу по обмену. Различные международные программы действуют практически во всех развитых странах. Особенно популярным считается обучение в странах Евросоюза, США и Канаде.
Программы рассчитаны на детей в возрасте от 12 лет. Такое возрастное ограничение обусловлено тем, что ученик должен быть уже способен принимать хотя бы минимально важные решения. Также нужно иметь языковые навыки, поскольку такая учёба предполагает общение со сверстниками и преподавателями на иностранном языке.
Ключевые достоинства обучения в зарубежной стране
К основным преимуществам получения образования таким способом можно отнести:
- Высококлассная подготовка. В США, ЕС и некоторых странах Азии работают школы и ВУЗы с мировым именем, дипломы которых позволяют попасть в штат известной компании практически в любой стране. Иностранные дипломы, как правило, более предпочтительны с точки зрения работодателей.
- Возможность стажировки по профессии, хорошие перспективы карьерного роста. Иностранное образование – один из первых этапов построения успешной карьеры в крупной зарубежной компании. Многие крупные организации, такие как Boeing, Amazon, Microsoft, Yahoo! и другие предлагают не только профессиональные стажировки, но и возможность трудоустройства по специальности выпускникам известных американских и европейских учебных заведений. Причём сами работодатели приглашают успешных выпускников на практику и постоянную работу.
- Более широкий спектр специальностей. В странах СНГ можно получить далеко не любое образование. К примеру, для обучения в сферах ИТ, энергетики, нейробиологии и бизнеса многие отправляются именно за границу. Такие высокотехнологические и коммерческие образовательные сферы значительно лучше развиты в зарубежных странах. Учащиеся получают не только доступ к актуальным учебникам, но и высокотехнологическим лабораториям.
- Практическое образование. Российская образовательная система ориентирована больше на теорию, чем реальное применение полученных навыков в жизни. В США и Евросоюзе учебные заведения нацелены на извлечение реальной пользы для жизни из полученных знаний. Преподаватели и работодатели ориентируются не только на высокие оценки, но и возможность практического применения учениками полученных знаний. Для этого, в том числе, создаются специальные проекты, участвуя в которых студенты могут выигрывать гранты для дальнейшей реализации своих идей.
- Гибкость. В высших школах США ученики имеют возможность самостоятельно корректировать свою образовательную программу, с учётом выбранной специальности. Учащиеся могут выбирать предпочтительные предметы и дополнительные курсы. Уже на этапе обучения, учащиеся многих западных школ могут заниматься реализацией собственных практических проектов.
Важные недостатки учёбы по обмену
Несмотря на все достоинства у зарубежного образования имеются и свои минусы:
- Высокая стоимость. Обучение в среднестатистической частной школе США обойдётся примерно в $50000 за год, в университете — $20000-500000 за семестр. На бесплатное обучение по грантам и стипендиям могут рассчитывать только самые талантливые ученики. Но, несмотря на высокую стоимость, инвестиции в образование являются одним из ключевых критериев успеха человека в жизни.
- Языковые барьеры. Знания английского языка на разговорном уровне обычно недостаточно для учёбы, поскольку в сфере образования важно понимание сложной терминологии. Для понимания материала и участия в обсуждениях придётся поработать над своим знанием иностранного языка.
- Сложность выбора школы. Только в США работает порядка 5 тысяч университетов и частных школ разной специализации. Практически все они участвуют в программах международного обмена. Обычно ориентируются на рейтинг образовательного учреждения, но зачастую он даёт только общее представление. Поэтому для выбора школы нужно проводить тщательный отраслевой анализ.
- Сложности с документами. Нужно перевести имеющиеся документы об образовании, составить рекомендательные и мотивационные письма, подготовить портфолио, оформить визу. На подготовку всех требующихся документов может уйти немало времени и денег.
- Высокий уровень ответственности. Иностранные ученики должны строго соблюдать дисциплину и устав учебного заведения. В каждой школе или ВУЗе свои правила и требования. Их несоблюдение может лишить студента права дальнейшего обучения.
Вузы могут отказаться от сотрудничества с европейскими странами по обмену студентами
Минобрнауки поддерживает академическую мобильность «с дружественными странами»
Вузы могут отказаться от сотрудничества с европейскими странами по обмену студентами / Илья Наймушин / ТАСС
Новая национальная система образования, о выстраивании которой заявил министр науки и высшего образования Валерий Фальков, предполагает сохранение академической мобильности. При этом обмен студентами будет вестись не со всеми странами, следует из заявления ведомства, которое опубликовано 4 июня в его официальном Telegram-канале. «Минобрнауки поддерживает академическую мобильность студентов и преподавателей российских вузов с дружественными странами», – отмечено там. Но также сказано, что «сегодня направления мобильности изменяются» и «часть европейских партнеров в одностороннем порядке уже отказались от совместной работы».
Но «национальная система высшего образования остается открытой и готова работать со всеми заинтересованными иностранными партнерами», отметили в Минобрнауки.
«Сейчас недружественные страны и так не рвутся принимать российских студентов, – заявил «Ведомостям» первый заместитель председателя комитета по науке и образованию ГД РФ Олег Смолин. – Поэтому на среднесрочную перспективу позиция Минобрнауки имеет под собой основание, даже независимо от нашего желания». О том, что студентов нельзя будет отправлять на учебу в недружественные страны, в заявлении прямо не сказано. В списке недружественных стран с 5 марта 2022 г. находится 48 государств: все 27 членов Евросоюза (ЕС), а также США, Канада, Великобритания, Украина, Австралия, Черногория, Швейцария, Албания, Андорра, Исландия, Лихтенштейн, Монако, Норвегия, Сан-Марино, Микронезия, Новая Зеландия, Корея, Сингапур, Тайвань, Япония и Северная Македония.
Некоторые вузы все же могут полностью отказаться от академического обмена с Европой, заявила «Ведомостям» первый проректор и руководитель программы развития университета ИТМО Дарья Козлова. По ее словам, этот тренд уже наблюдается, хотя некоторые европейские вузы еще принимают российских студентов: «Поездки сократились сильно, но я не могу сказать, что они прекратились на 100%. Причины разные: где-то это решение на уровне университета, где-то на уровне родителей студентов, а где-то на уровне государства».
«Скорее всего, официального запрета со стороны Минобрнауки на обмен студентами с недружественными странами не будет, но в вузах много тех, кто прислушивается к позиции государства. Так что вузы получат сигнал и сами будут отказываться от программ по обмену с Европой и другими недружественными странами», – считает доцент кафедры политических и общественных коммуникаций Института общественных наук РАНХиГС Николай Кульбака.
Одним из таких сигналов он называет заявление от образовательного ведомства, прозвучавшее 31 мая. «Минобрнауки России не рекомендует всем образовательным организациям РФ сотрудничество в рамках программы Erasmus+», – цитировал ТАСС пресс-службу ведомства. Программа Erasmus+ финансируется ЕС и поддерживает обмен студентами на один семестр. Ежегодно свыше 2000 российских студентов уезжали за рубеж по этой программе, а в Россию по ней приезжало порядка 1700 иностранцев.
«Ведомости» направили запрос в российский офис программы ЕС по студенческим обменам Erasmus+.
По словам Козловой, обмен студентами продолжится, но с вузами Азии и стран СНГ. Это политическое решение вузов, полагает директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. Она выразила надежду, что после спада напряжения в международной обстановке будут меняться решения и по обмену студентами. О будущем направлении для академической мобильности 2 июня на съезде Союза ректоров России уже говорил Фальков: «Нам надо выстраивать возможность двигаться студентам и в Юго-Восточную Азию, и в Латинскую Америку, и по странам ЕАЭС более свободно передвигаться, это наша с вами задача».
Сейчас российские студенты, которые доучиваются в иностранных вузах, делают это в частном порядке, говорит Кульбака. «Думаю, студенты и дальше смогут поступать в европейские вузы, но лишь по собственной инициативе», – сказал эксперт. Согласно анализу ВШЭ, обнародованному в сентябре 2021 г. , более 50% студентов, которые уезжают учиться в иностранные вузы, в итоге остаются за рубежом. Всего, по оценке ВШЭ, ежегодно за рубеж уезжали учиться в магистратуре и аспирантуре 35 000–40 000 студентов.
Полезные рекомендации для учащихся
Если появилась возможность получить профессию за границей, ею следует обязательно воспользоваться. Особенно важно уделять внимание программам, в рамках которых можно получить грант на бесплатное обучение с последующим гарантированным трудоустройством. Это позволяет в дальнейшем построить успешную карьеру в одной из развитых западных стран.
Кандидатам на иностранное обучение важно уделить особое внимание изучению языка. Если есть возможность, желательно пройти дополнительное обучение в специальной языковой школе. В таких организациях предусмотрены курсы для разных профессий. Это значительно упростит процесс дальнейшего обучения. Можно учиться как в российской, так и иностранной языковой школе. Обычно выбирают последний вариант с параллельным обучением по основной профессии.
Особенно внимательно следует подойти к подготовке документов. Каждое образовательное учреждение имеет свои требования к абитуриентам. Важно заранее изучить все условия поступления в выбранное учебное заведение. Заблаговременно следует заняться подготовкой рекомендаций, переводом дипломов, оформлением визы, поиском жилья (если не предполагается проживание в иностранной семье) и другими бюрократическими вопросами.
Существуют специальные организации в РФ, представляющие иностранные учебные заведения. Такие компании предлагают комплексную помощь в организации обучения по обмену в других странах. Как правило, услуги таких агентств достаточно дорогостоящие, но позволяют правильно организовать обучение практически в любой стране мира.