В школьные годы ребенок переживает несколько переходных периодов, требующих от него приспособления к новым условиям. При переходе из одной ступени обучения в другую возрастают требования к интеллектуальному и личностному развитию, к степени сформированности у учеников определенных учебных знаний, учебных действий. Любые переходные периоды выдвигают специфические проблемы, которые требуют особого внимания. Решение вопроса преемственности представляется возможным при целенаправленной, продуманной системе совместной работы всех участников учебного процесса: руководителей школ, учителей среднего, начального звена и дошкольной ступени.
На сегодняшний день проблема преемственности, особенно в период адаптации дошкольников и школьников при переходе на новый образовательный уровень (это детский сад – начальная школа, начальная школа – основная школа, основная школа – средняя школа) очень волнует педагогов и психологов.
Адаптация – это процесс приспособления к новым условиям.
Обучающиеся оказываются неподготовленными к изменениям социальной ситуации обучения, что вызывает трудности в самом обучении и, как следствие, трудности в личностном восприятии и дальнейшем развитии.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Такие качества возможно сформировать только в условиях взаимодействия детского сада и школы.
Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой, т. развить 3 сферы: личностную, интеллектуальную и физическую.
Таким образом, цель работы нашего коллектива — обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Работа строится по направлениям:
Совместно с педагогами детского сада составляем, обсуждаем план работы на новый учебный год
С октября месяца по плану начинает работу «Школа будущего первоклассника». Это не кабинетная система. В эту работу входят: экскурсия по школе, различные внеклассные мероприятия совместно с учащимися 1 класса (по ПДД, спортивные состязания, принимают участие в подвижных играх). А с марта начинаются занятия.
В Информационно-методическую работу входят такие мероприятия, как
«Круглый стол» для воспитателей, учителей «Будущий первоклассник – какой он?»
Цель этого мероприятия: представить портрет первоклассника в системе ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта)
Семинар «Стандарты второго поколения: преемственность и инновационность: детский сад и начальная школа»: (в апреле) и в октябре. В апреле проходят открытые занятия в подготовительной группе;
— воспитатель подготовительной группы представляет портфолио на каждого воспитанника,
— даёт характеристику готовности к обучению в школе.
В октябре открытые уроки в 1 классе;
— выступление учителя 1 класса по теме «Педагогическая готовность первоклассников к обучению в школе в условиях ФГОС», используя проведённые диагностики.
По направлению Аналитико-диагностическая и коррекционно-развивающая работа
Для родителей будущих первоклассников оформляется информационный стенд «Готовим детей к школе».
В течение года учитель, который будет работать с детьми в 1 классе, посещает занятия подготовительной группы с целью ознакомления уровня готовности детей к школе.
В конце учебного года проводится диагностика готовности воспитанников подготовительной группы к обучению в школе.
И четвёртое направление, не менее важное это
Взаимодействие семьи, детского сада и школы.
В начале учебного года проходит родительское собрание «Организация совместной работы детского сада, школы и родителей будущих первоклассников по подготовке детей к школе».
День открытых дверей для родителей будущих первоклассников: организуется экскурсия по школе для родителей, выставка рисунков дошкольников «Я будущий первоклассник», посещение занятий в подготовительной группе и в 1 классе.
В конце учебного года собрание с родителями будущих первоклассников «Результаты подготовки дошкольников к обучению в школе».
В течение всего учебного года проходят индивидуальные консультации: «Готовимся к школе».
Адаптация ребенка к школе не заканчивается в первом классе, она продолжается и до окончания школы, так как образовательный процесс, по своей сути, предполагает изменения обстановки и осуществляется в условиях непрерывного развития ребенка. Тем не менее, в процессе обучения выделяют периоды, наиболее сложные с точки зрения адаптации детей. Таким периодом является и переход учащихся из начальной школы в основное звено. Практика показывает, что для многих школьников в это время типичны снижение успеваемости, нарушения поведения, эмоциональная нестабильность, повышенная утомляемость. Выявление причин этих трудностей и поиск путей организации эффективного психолого-педагогического сопровождения обучающихся в процессе перехода на новый образовательный уровень являются актуальными задачами.
Как это проходит в нашей школе?
В школе есть план работы по обеспечению преемственности при переходе с уровня начального общего образования на уровень основного общего образования, по которому и идёт работа.
Работа начинается со второго полугодия учебного года.
Решая проблему преемственности, работа ведется по трем направлениям:
- совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей-предметников в среднем звене;
- работа с учащимися;
- работа с родителями.
Методическая работа. По результатам проведённых контрольных работ за 1 полугодие в 4 классе проходит педагогический консилиум.
Цель: анализ результатов диагностики уровня ЗУН учащихся 4 класса, соответствие уровня обученности каждого ученика требованиям к подготовке выпускников.
Посещение уроков 4 класса учителями будущего 5 класса.
Цель: изучение программ начальных классов, уровня работоспособности учащихся, ознакомление со стилем преподавания, с особенностями детского коллектива.
Знакомство детей с их будущими учителями.
Совместная методическая работа учителей начальной школы и учителей основного звена.
Цель: определение соответствия программных требований , предъявляемых к учащимся выпускного класса начальной школы, с требованиями, предъявляемыми учителями основной школы. Изучение методов организации учебной деятельности учащихся с целью повышения их познавательной активности, своевременная коррекция деятельности учителей. Предупреждение у учащихся появления тревожности при переходе в основную школу.
Работа с учащимися
Психологическое тестирование.
Цель: изучение личности выпускника начальной школы.
Для этого используются методики «Хорошо ли в школе?», «Рисунок семьи», «Карта интересов младших школьников», «Определение ведущего типа памяти», тест школьной тревожности Филипса.
Экскурсия выпускного класса начальной школы по территории основной школы.
Цель: знакомство с кабинетной системой основной школы.
Контрольные работы за курс начальной школы по русскому языку, математике, окружающему миру.
Цель: изучить сформированность знаний за курс начальной школы и готовность к обучению в основной школе.
Участие 4 класса в мероприятиях среднего звена.
Цель: создание комфортных условий для перехода в основную школу.
Классное собрание учащихся 4 класса с участием педагогов и классного руководителя будущего 5 класса.
Цель: торжественный перевод выпускников начальной школы в основную школу.
Работа с родителями.
Индивидуальные беседы с родителями учащихся 4 класса.
Цель: ознакомление родителей с перспективами обучения детей в 5 классе.
Родительское собрание 4 класса с участием учителей основной школы «Особенности перехода учащихся 4 класса в основное звено»».
Цель: ознакомление с особенностями этого периода, с особенностями содержания и методами обучения, знакомство с учителями, с единой системой требований.
Анкетирование родителей «Адаптация пятиклассников».
Цель: диагностика и выявление проблем в адаптации пятиклассников.
В течение всего учебного года идёт работа по адаптации учащихся 5 класса. В конце года проводится глубокий анализ проведённой работы, выявляются трудности, проблемы, изучение и преодоление которых запланировано в новом учебном году.
После окончания 9 класса наши дети идут в среднюю школу. К сожалению, таких мало. В основном учащиеся нашей школы поступают в учебные заведения, где продолжают своё обучение.
В заключение хочется сказать, чтобы сделать ребёнка успешным при любом переходе на новую ступень образования может только талантливый, образованный учитель, умеющий работать с разными категориями детей!
Спасибо за внимание, всем творческих успехов!
Ирина Анатольевна Блынская
Проект «Разработка рекомендаций субъектам образовательного процесса по вопросам психологической готовности и адаптации»
Использованная литература 14
Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к дошкольной организации
Адресат (кому) : родители младших дошкольников
Дата предъявления (или выработки) : 15. 2022 г.
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих у ребенка и родителей при переходе ребенка в дошкольную образовательную организацию.
Описание ситуации (актуальность) : поступление ребенка в дошкольную образовательную организацию и адаптация к ее условиям, воспитанникам.
Описание путей и способов, конкретных приемов и техник достижения целей коррекции, развития или саморазвития:
Привести домашний режим в соответствие с режимом группы детского сада, в которую будет ходить ребенок;
Познакомиться с меню детского сада и ввести в рацион питания малыша новые для него блюда;
Обучить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслуживания: умываться, вытирать руки; одеваться и раздеваться; самостоятельно кушать, пользуясь во время еды ложкой; проситься на горшок. Одежда обязательно должна быть удобна для ребенка данного возраста, оптимальный вариант: брючки или шорты без застежек и лямок;
Расширить «социальный горизонт» ребенка, пусть он привыкает общаться со сверстниками на детских игровых площадках, ходить в гости к товарищам, оставаться ночевать у бабушки, гулять по городу и т. Имея такой опыт, ребенок не будет бояться общаться со сверстниками и взрослыми;
Необходимо сформировать у ребенка положительную установку, желание идти в детский сад. Малышу нужна эмоциональная поддержка со стороны родителей: чаще говорите, ребенку, что Вы его любите, обнимайте, берите на руки. Помните, чем спокойнее и эмоционально положительно родители будут относиться к такому важному событию, как посещение ребенком детского сада, тем менее болезненно будет протекать процесс адаптации;
В первый день лучше прийти в детский сад, взяв с собой любимую игрушку.
Планируйте свое время так, чтобы в первый месяц посещения ребенком детского сада у Вас была возможность не оставлять его там на целый день.
Первые недели посещения детского сада должны быть ограничены 2-3 часами, позже можно оставить малыша до обеда, затем (если это рекомендует воспитатель и психолог, приводить малыша на целый день;
В период адаптации дома необходимо соблюдать режим дня, больше гулять в выходные дни, снизить эмоциональную нагрузку.
Подготовка детей к поступлению в ДОУ и прогнозирование адаптации к нему :
Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (адаптивность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатам, или негативным (стресс). Ребенок в период адаптации – живая стрессовая модель.
Выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять требования среды).
Важнейший компонент адаптации – согласование самооценок и притязаний ребенка с его возможностями и реальностью социальной среды.
Существует ряд критериев, по которым можно судить, как адаптируется ребенок к жизни в организованном детском коллективе.
Рекомендации родителям младшего школьника по адаптации к школе
Адресат (кому) : родители младших школьников
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих у ребенка и родителей при переходе ребенка в общеобразовательную организацию.
Описание ситуации (актуальность) : поступление ребенка в школьную образовательную организацию и адаптация к ее условиям, одноклассникам.
Проблема адаптации первоклассников к школе является актуальной как для родителей, так и для всей системы образования. Приходя в школу, попадая в новую для себя ситуацию, практически все дети переживают и волнуются. И учитель, и воспитатель, а также родители заинтересованы в том, чтобы первоклассники как можно быстрее и успешнее вошли в школьную жизнь.
Большинство первоклассников приходят в школу из детского сада. Там были игры, прогулки, спокойный режим, дневной сон, всегда рядышком воспитательница. Там нынешние первоклассники были самыми старшими детьми! В школе все по-другому: здесь — работа в достаточно напряженном режиме и новая жесткая система требований. Для того, чтобы приспособиться к ним, нужны силы и время.
Очень сложным для первоклассников является период адаптации к школе, он длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе.
Адаптация — привыкание, “вписывание” ребенка в какую – то среду.
Для успешной адаптации первоклассников очень важна мотивация учения. На первом году она в основном обеспечивается взрослыми. От того, как они реагируют на попытки малышей освоить или узнать что-то новое, во многом зависит, захотят ли первоклассники учиться. Для развития учебной мотивации важно, чтобы первые шаги ребенка в школе встречали заинтересованность и понимание со стороны взрослых.
Рекомендация первая : самое главное, что вы можете подарить своему ребенку, — это ваше внимание.
Рекомендация вторая : ваше положительное отношение к школе, учителям и воспитателям упростит ребенку период адаптации.
Рекомендация третья : помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни, установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.
Дополнительные рекомендации родителям по адаптации детей в начальной школе:
Изучайте своего ребенка, наблюдая за ним в различных ситуациях, что поможет лучше узнать своего малыша, те или иные черты его характера.
Развивайте двигательную активность ребенка, т. выносливый ребенок, который привык к физическим нагрузкам, переносит адаптацию легче, чем слабый и малоподвижный ребенок.
Не потакайте всем прихотям ребенка, не злоупотребляйте лаской, т. это может привести к упрямству и капризности.
Не подавляйте тягу к самостоятельности.
Постарайтесь отвечать на все вопросы ребенка, т. любознательность в этом возрасте не знает границ.
Научите ребенка самостоятельно справляться с возникающими школьными трудностями.
Не нервничайте и не расстраивайтесь из-за неудач ребенка, т. он боится лишний раз огорчить родителей.
Учите ребенка дружить с детьми: быть честными, уважать друзей, приглашайте в свой дом, не допускайте предательства, критикуйте, не унижая, а поддерживая. Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребенка во взрослой жизни.
«Это заветное желание каждого отца, каждой матери -чтобы детям хотелось хорошо учиться. Оно имеет своим источником желание принести матери и отцу радость. А это желание пробуждается в детском сердце лишь тогда, ребенок уже пережил, испытал радость творения добра для людей. Я глубоко убежден, что заставить ребенка хорошо учиться можно, побудив его к добрым поступкам для блага людей, утвердив в его сердце чуткость к окружающему миру, воспитав способность познавать душевный мир другого человека сердцем. » (Сухомлинский В
Помните: Ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Старайтесь только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно недостаточны. Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Рекомендации педагога – психолога для родителей.
Развитие познавательной и эмоционально волевой сферы.
Родителям следует уделить особое внимание на развитие именно познавательных процессов :
На уроках от детей требуется быстрое переключение внимания с одного вида деятельности на другой. Это свойство внимания родители могут развивать дома с помощью двигательных упражнений. Дети могут выполнять и заканчивать свои действия по команде, быстро переходя с одного вида движений к другому (использовать физ. упражнения) : шагать, прыгать, останавливаться.
Тренируйте с помощью длительного сосредоточения: прослушать и пересказать рассказ, нарисовать город, играйте в настольные игры.
Почаще предлагайте детям, следующие упражнения: в газете, в старой книге на одной из страниц зачеркнуть карандашом все буквы «а», стараясь не пропустить их (задание можно постепенно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «к», подчеркнуть все буквы «о»).
Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
Регулярно включайте детей в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий : можно выполнять постройки из конструкторов, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
Для тренировки памяти просите детей пересказывать рассказы, сказки по схематическому плану, составленному вами.
А) повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами;
Б) неоконченные фразы, которые нужно окончить;
В) вопросы, на которые необходимо ответить, поощряя тех детей, которые стараются чаще отвечать на них;
Для развития мышления учите сравнивать, анализировать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
Периодическое переключение с одного вида работы на другой, активная познавательная деятельность, формирование контроля и самоконтроля – такой подход поможет развить познавательные процессы, необходимые для правильного восприятия, понимания учебного материала в школе, а это в свою очередь поможет ребёнку в будущем не только в освоении профессии, но и во взаимодействии с окружающими.
Рекомендации для педагогов по взаимодействию с подростками в средней школе
Адресат (кому) : педагоги средней школы
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих педагогов при взаимодействиями с подростками средней школы.
Описание ситуации (актуальность) : взаимодействие педагогов с детьми подросткового возраста, перешедших в среднюю школу.
Подростковый период — это обострение кризиса отношений взрослых и детей, который проявляется, учитывая социальную ситуацию развития, на таких полях взаимодействия, как «подросток — подросток» и «подросток — взрослый». В роли взрослых выступают учителя и родители, с которыми чаще всего возникают конфликты. Таким образом, конфликтное взаимодействие происходит в трех взаимосвязанных системах: «подросток — родители», «подросток — учителя» и «подросток — подросток». Общение подростков со сверстниками — особая сфера их жизни. Иногда оно становится настолько интересным, что отодвигает на задний план обучение, уменьшает привлекательность общения с близкими, хотя психологические механизмы такого влияния часто бывают непонятны учителям и родителям.
Конфликтные отношения подростков между собой основываются на борьбе за лидерство. Основными факторами конфликтного поведения выступают уровень притязаний, самооценка и статус. Отношения подростков и педагогов сопровождаются конфликтами деятельности, отношений и поведения. Педагогические конфликты имеют особенности, связанные со спецификой учебной деятельности, отличиями в статусе и возрасте сторон. Конструктивное поведение учителя в конфликте предусматривают верное определение своей позиции, опору на отношения с родителями, использование влияния класса и педагогического коллектива, уважение к личности подростка, использование рекомендаций по оптимизации взаимодействия с учеником.
Конфликты подростков и родителей обусловлены недостатками в воспитании, индивидуально-психологическими изменениями в психическом развитии подростков и индивидуальными особенностями самих взрослых. Конфликтное поведение подростков возникает тогда, когда не учитываются индивидуальные особенности, возрастные изменения в психике, когда не меняются форма и содержание общения взрослых. Неконфликтным отношениям взрослых и подростков благоприятствует повышение педагогической культуры родителей, организация семьи на коллективной основе, подкрепление вербальных требований интересом родителей к внутреннему миру их детей. В качестве еще одной основы конфликтности выступает неадекватность сформировавшихся представлений о других, завышенная самооценка, которая не отвечает реальным возможностям человека, тенденция к самоутверждению за счет других. Конфликтность предусматривает определенный уровень психической напряженности. Он может быть разным для разных людей, что связано с уровнем психологической устойчивости человека.
Рекомендации педагогу по общению с подростками:
Уметь выслушивать подростка.
Незаметно вторгаться в круг его неформальных отношений.
Обеспечить возможность занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей).
Проявлять и подтверждать свое доверие к подростку, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
Дать возможность самому подростку шефствовать над младшими с такой же судьбой.
Знать состояние здоровья ребенка, замечать признаки утомляемости.
На проступок надо реагировать мерой наказания, но наказание должно завершать конфликт, а не создавать его.
Общение с подростком должно носить успокаивающий характер.
Подход к анализу поведения подростков не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
Формировать нормативность поведения через пример отношения родителей к подростку и друг к другу.
Построение учебной деятельности на уроках должно отражать учет индивидуальных отличий, что поможет снизить напряженность учащихся, испытывающих неудовлетворенность по поводу учебных затруднений.
Учебная деятельность должна способствовать развитию умений думать абстрактно и гипотетически, должна соответствовать постоянно меняющимся потребностям подростков.
Во взаимодействии необходимо избегать чрезмерного физического и психологического давления на подростков.
Способствовать пониманию и принятию подростками физических изменений.
В повседневной жизни пропагандировать ценность физического здоровья, занятий спорта, правильного питания, необходимости соблюдения личной гигиены.
Рекомендации педагогам по адаптации студентов, поступивших в учебное заведение после окончания школьного обучения
Адресат (кому) : педагоги высшего образовательного учреждения, среднего профессионального образовательного учреждения
Цель как образ «идеального» качества, отношения, процесса : предоставление психолого-педагогических рекомендаций в решении проблем, возникающих у педагогов при адаптации студентов первокурсников.
Описание ситуации (актуальность) : адаптация студентов первокурсников.
Социально-психологическая адаптация – это сложный, многоуровневый процесс взаимодействия студентов и окружающей среды. Социально-психологическая адаптация подразумевает как усвоение студентами определенных социальных норм, правил, так и формирование личностных качеств, ценностей, обусловленных новой социальной ситуацией.
Общеизвестно, что успешность социально-психологической адаптации связана с развитием группы как коллектива. Уже на первом году обучения группа может пройти все этапы развития, начиная от диффузного состояния до уровня коллектива.
Чтобы ускорить процесс адаптации студентов к условиям нового для них учебного заведения, необходимо помочь им активизировать дружеские связи в группе.
Рекомендации по адаптации студентов первокурсников
Создать у студентов адекватное представление о выбранной профессии, осознание общественной значимости профессии и формирование положительного отношения к ней.
На первых занятиях ознакомить студентов с системой обучения в техникуме и требованиям к уровню знаний, специфике обучения, её отличиях от школьной, довести до каждого студента понятие дисциплины.
Убедить студентов начать жизнь «с чистого листа», «найти свое место под солнцем», завоевать авторитет и уважение первокурсников.
Изучив студента по документам, найти ответственное занятие для каждого студента, где раскроются его способности и которое он будет выполнять с удовольствием.
Для успешной адаптации постарайтесь обеспечить возможность студентам занять достойное место в коллективе (через поручения, поощрение малейших успехов, поиск и развитие способностей). Проявляйте и подтверждайте свое доверие к студенту, доверив ответственное поручение или выступление от лица коллектива.
Выявить студентов, нуждающихся в психологической помощи, довести до сведения психолога, совместно с психологом составить план проведения индивидуальных консультаций.
Ознакомить студентов с Памятками для первокурсников (по выполнению самостоятельной работы, как слушать и писать лекции и др.
Вовлечь студентов в общественную жизнь техникума, в работу по самоуправлению.
Проводить совместные мероприятия в группе во внеурочное время, нацеленные на сплочение группы, создание комфортной психологической среды в студенческом коллективе и облегчение, таким образом, процесса адаптации студентов к новым для них социальным условиям.
Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, организации режима дня, профилактике заболеваний.
Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.
Не сравнивать между собой студентов, хвалить их за успехи и достижения. Подход к анализу поведения студентов не должен носить оценочный характер, нужно находить положительные, отрицательные моменты поступков и предлагать альтернативные способы поведения.
Используйте способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение (самоанализ покажет студенту эффективность его деятельности и поможет самостоятельно выявить свои сильные и слабые стороны по предмету).
Акимов, С. Психология и педагогика : учебное пособие / С. Акимов, О. Бородина, О. Судакова. — 2-е изд. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2020. — 206 c. — ISBN 978-5-7937-1929-2
Волков, Б. Психология младшего школьника : учебное пособие / Б. Волков. — Москва : Академический Проект, 2005. — 208 c. — ISBN 5-8291-0561-6
Степанов, В. Психология трудных школьников : учебное пособие / В. Степанов. — Москва : Академический Проект, 2004. — 560 c. — ISBN 5-8291-0425-3
Салина Валентина
Технология сопровождения адаптационного процесса учащихся
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера.
Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет
его лавиной впечатлений»
В ходе социально-экономических реформ проблема адаптации человека к изменяющимся условиям стала одной из самых актуальных. Особенно остро она стоит перед подрастающим поколением. Нынешним школьникам предстоит начать самостоятельную жизнь и трудовую деятельность в условиях, жестокие требования которых ставят перед ними не только проблемы правильного выбора профессии и трудоустройства связанные с их благосостоянием и здоровьем. Поэтому выпускники школ должны быть социально мобильны, инициативны, уметь легко и пластично реагировать на изменяющиеся условия и находить адекватные способы самореализации и самоопределения. С одной стороны, они должны быть способны строго выполнять определённые социальные функции, а с другой – уметь реализовывать и развивать свою индивидуальность.
Идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов последовательно и детально разрабатывается в настоящее время в работах М. Битяновой, Э. Александровской, Е. Казаковой, Г. Бардиер и др.
Пристальное внимание к школьной адаптации вызвано тем, что являясь динамическим процессом прогрессивной перестройки функциональных систем организма, она обеспечивает возрастное развитие школьника.
Известно, что в самом распространённом своём значении школьная адаптация понимается как приспособление ребёнка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам и так далее. Ребёнок, который вписывается в школьную систему требований, норм и социальных отношений, чаще всего и называется адаптированным
Знание особенностей протекания кризисных периодов позволяет психологу выстроить систему своей работы и осуществлять психолого-педагогическое сопровождение процесса школьной адаптации. В связи с этим проблема психолого-педагогического сопровождения адаптации приобретает особую значимость.
Работа педагога-психолога в школе представляет собой сложную многоуровневую систему и включает в себя множество направлений профессиональной деятельности.
Цель психолого-педагогического сопровождения в период адаптации на этапе введения – создание педагогических и социально-психологических условий, позволяющих ребёнку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде (школьной системе отношений).
Цель достигается за счё т последовательного решения педагогом-психологом следующих задач:
выявить особенности психолого-педагогического статуса школьников с целью своевременной профилактики и эффективного решения проблем, возникающих у них в обучении, общении и психическом состоянии;
создать систему психолого-педагогической поддержки всех обучающихся в период адаптации, позволяющую им не только приспособиться к новым условиям, но и всесторонне развиваться и совершенствоваться в различных сферах общения и деятельности;
совершенствовать у обучающихся навыки взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других, адекватного отношения к своим успехам и неудачам;
знакомить обучающихся с нормами и правилами поведения на новом этапе их школьной жизни;
создавать условия для снижения тревожности.
В самом общем и распространенном своем значении адаптация понимается как приспособление человека к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности. Педагоги добавляют еще один критерий – важно, чтобы это приспособление осуществлялось человеком без серьезных внутренних потерь: ухудшения самочувствия и настроения, понижения самооценки.
Таким образом, можно считать, что адаптация – это не только приспособление индивида к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
Школьники вынуждены неоднократно переживать так называемый адаптационный синдром, в котором выделяются три характеристики:
• состояние тревоги (идёт мобилизация защитных сил организма);
• резистентности (необходимость приспособления к трудной ситуации);
• истощение (при длительном стрессе возможны фундаментальные изменения в здоровье и поведении человека).
Выделяются три возрастные группы, для которых наиболее болезненно протекает адаптационный синдром :
o дошкольник – первоклассник (6,5–7 лет);
o выпускник начальной школы – пятиклассник (9–10–11 лет);
o младший подросток – старшеклассник (15–16 лет).
Адаптационный процесс может быть управляемым и самопроизвольным, но в последнем случае его эффективность будет значительно снижена.
Проблема адаптации первоклассника к обучению в школе является одной из самых важных для педагогики и психологии образования, так как от того, как ребенок адаптируется в школе, насколько успешно пройдут его первые месяцы и первый год в образовательном учреждении, зависит не только успешность его обучения, отношение к учению, учителю и сверстникам, но и способность к дальнейшему психическому, личностному и социальному развитию.
Совершенно очевидно, что для школы и ее социально-педагогической и психологической службы задача построения эффективной системы психолого-педагогического сопровождения детей и детских коллективов в период адаптации к школе выходит на первый план.
Психолого-педагогическое сопровождение в современных исследованиях рассматривается как особый вид помощи (или поддержки) ребенку, обеспечивающей его развитие в условиях образовательного процесса.
Полноценное развитие ученика на всех ступенях школьной жизни складывается из двух составляющих:
• реализация тех возможностей, которые ребенку открывает данный этап возрастного развития;
• реализация тех возможностей, которые предлагает ему данная социально-педагогическая среда.
Возраст 6-7 лет
Особенности возрастного периода Возрастной перелом (кризис)
Социально-педагоги-ческая ситуация Меняющаяся
Основные задачи развития Полноценная социально-психологическая адаптация к новой ситуации развития
Перспективные задачи развития Развитие интеллектуальных возможностей, в частности – логического понятийного мышления, освоение культурного опыта в разных сферах человеческой деятельности (например, экологической, художественно-эстетической, трудовой и т
Формирование чувства полноценности-умелости, прежде всего в предметной деятельности и общении со значимыми взрослыми
Развитие произвольности, способности ориентироваться на сложную систему социальных требований новой среды
Проблемы, связанные с возможными отклонениями Возможные нарушения в мотивационно-личностной сфере, связанные с возникновением и закреплением чувства неполноценности (неумелости, агрессивно-конкурентной установкой в общении, разрушением познавательной мотивации, ориентацией не на реальный мир, а на мир фантазий
Проблемы, связанные с возможным регрессом Возможен регресс на предшествующую стадию возрастного развития, фиксация на семье или других значимых взрослых (демонстрация сверхзависимого поведения).
Снижение способности к произвольному контролю поведения и психических процессов. Школьная дезадаптация
Основные направления деятельности педагога-психолога
Профилактика отклонений Работа с ребенком Диагностика эмоционального состояния первоклассников (вообще – всех параметров социально-педагогического статуса).
Групповая и индивидуальная работа, направленная на развитие навыков конструктивного общения, опыта сотрудничества.
Формирование чувства уверенности в себе, адекватной самооценки в предметной деятельности, в особенности учебной.
Формирование навыков саморегуляции, снятие страхов и эмоционального напряжения.
Работа с социально-педагогической ситуацией Помощь учителю в создании условий обучения, соответствующих интеллектуальным и эмоционально-волевым возможностям детей. Ориентация на создание ситуации успеха в предметной и учебной деятельности. Ориентация учебного процесса не на передачу знаний, а на закрепление навыков, необходимых для успешного учения.
Просвещение педагогов и родителей по вопросам возрастных особенностей их детей, развитие установок на гуманистическое педагогическое взаимодействие
Коррекция случаев регресса Работа с ребенком Преимущественно – работа, предполагающая возврат к игре и проживание в коллективной или индивидуальной игре эмоциональных проблем
Работа с социально-педагогической ситуацией Создание щадящего учебного режима, постоянная эмоциональная поддержка ребенка, соблюдение режима дня и отдыха вне школы.
Семейное консультирование.
В отдельных случаях – обсуждение вопроса о целесообразности обучения ребенка в текущем учебном году
Развитие возрастных возможностей Работа с ребенком Групповые (преимущественно) формы работы по развитию творческих способностей ребенка, образного и логического мышления, воображения. Формирование новой позиции в общении, развитие способности к децентрации, эмпатии
Работа с социально-педагогической ситуацией Создание учебной ситуации, способствующей удовлетворению познавательных потребностей детей, развитию логического и образного мышления
Использование личностно-развивающих технологий, групповых форм учебной деятельности
Чтобы адаптационный период был эффективным, необходимы следующие этапы его организации:
• разработка психологом примерного варианта программы адаптационного периода и/или алгоритма (логики) его проведения;
• осознание педагогами идеи адаптационного периода и приятие его смысла;
• создание педагогами-классными руководителями программы адаптационного периода с учетом специфики класса и собственных возможностей на основе базовой программы;
• обеспечение директором школы и его заместителем организационных условий для проведения адаптационного периода (приказ по школе, предоставление кабинетов для работы, изменение расписания и т
• привлечение к проведению адаптационного периода специалистов (учителей физкультуры, музыки, пения, библиотекаря и др. ) для проведения тех или иных коллективных творческих дел;
• промежуточный анализ и корректировка программы психологом, классными руководителями в соответствии с проявленными психологическими особенностями детей;
• обобщение классными руководителями материалов индивидуальной и коллективной работы детей и представление результатов классу и родителям (это могут быть рисунки, поделки, проекты, первые страницы начавшейся «летописи класса», любые продукты деятельности детей);
• проведение родительских собраний для выяснения ожиданий родителей в связи с обучением их ребенка в школе и ознакомления с итогами и материалами адаптационного периода;
• итоговый анализ результатов адаптационного периода психологом, педагогами, постановка психолого-педагогических задач для каждого конкретного класса.
Для того чтобы процесс адаптации пятиклассников к обучению в основномзвене проходил легче, уже в начальной школе формируется у учащихся устойчиая мотивация учения, познавательную потребность, уделять внимание обучению детей умению владеть приемами и способами умственной работы, формируется самостоятельность мышления, а также развиваются такие качества, как ответственность, организованность, умение владеть собой, трудолюбие.
• уровень адаптированности учащихся на конец обучения в 5-ом классе — не менее 90%;
• положительная динамика сформированности различных интеллектуальных операций и интеллектуальных навыков учеников, входящих в состав универсальных учебных действий.
Основные направления психологического сопровождения обучающихся 5 классов в период адаптации на этапе введения ФГОС ООО:
Организационная работа (проведение педсоветов, совещаний с представителями школьной администрации, педагогами).
Психологическая диагностика, направленная на выявление психического развития ребёнка, наиболее важных особенностей деятельности, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества.
Психологический мониторинг УУД.
Консультативная работа с педагогами, обучающимися и их родителями.
Коррекционно-развивающая и профилактическая работа, ориентированная на предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, на формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализация в деятельности и общении, на оказание помощи детям, испытывающим трудности в школьной адаптации.
Аналитическая работа.
Основной целью диагностического блока по психологическому сопровождению адаптации обучающихся к обучению в основной школе в рамках внедрения ФГОС ООО является определение степени готовности детей к началу обучения в основном звене.
Ясюкова считает, что важным условием успешной адаптации пятиклассников является сформированность у них понятийного мышления. Этому необходимо обучать детей уже в начальной школе. Вместе с тем «качественность» понятий, освоение основных логических операций на доступном интеллектуальном содержании – важный фактор успешного обучения в основной школе.
Пятый класс предполагает новый уровень учебной самоорганизации, умение самостоятельно планировать время, отводимое на выполнение домашнего задания, правильно его распределять; детям необходимо понять и принять систему новых требований, наладить систему отношений с педагогами, найти свое место в школе. Кроме того, у пятиклассников значительно возрастает значимость такого фактора социализации, как общение со сверстниками, происходит открытие своего «Я». Рефлексия учебных действий достраивается личностной рефлексией. К 11 годам складываются атрибутивные процессы, важный механизм реализации уровня притязаний. Ученики с высокими достижениями, как правило, обладают более благоприятным типом атрибуции успехов и неудач. В то же время педагог именно в этот период может повлиять на становление атрибутивных процессов. Происходит дифференциация своих возможностей, где выделяются связи результата с усилиями и способностями. Именно в период с 9 до 11 лет впервые вычленяется влияние способностей на результат деятельности. Важно, как складывается самоотношение на предыдущей ступени, а также насколько развиты коммуникативные навыки и умения к периоду вступления в основную школу.
Диагностикавключает в себя изучение:
• сформированности навыка чтения, в качестве базового общеучебного навыка;
• характеристик интеллектуального развития ребенка, в том числе уровня понятийного мышления;
• степени самостоятельности в учебной деятельности;
• мотивации учебной деятельности;
• самооценки и уровня притязаний;
• тревожности в качестве обобщенного показателя эмоционального благополучия ребенка.
Переход обучающихся из начального в основное звено школы – одна из педагогически наиболее сложных проблем, а период адаптации в 5-м классе – один из труднейших периодов школьного обучения. Оснований для такого утверждения более чем достаточно: состояние детей в этот период с педагогической точки зрения характеризуется снижением интереса к учёбе и её результатам, низкой организованностью, иногда недисциплинированностью, с психологической – снижение самооценки, высоким уровнем ситуативной тревожности. Увеличивается число детей, испытывающих значительные затруднения при обучении и адаптации к новым условиям организации учебного процесса.
Целью психологического мониторинга является отслеживание динамики формирования и развития УУД у учащихся 5 класса. Психологический мониторинг рассматривается как система информационного сопровождения учебного процесса. Его необходимость обосновывается возможностями получения такой информации об обучающемся, которая требуется учителю для успешной работы, администрации – для содержательной рефлексии деятельности школы, психологу – для планирования своей деятельности по созданию условий для эффективного или продуктивного развития каждого ребёнка. Результаты, полученные в ходе психологического мониторинга являются конфиденциальной информацией.
Показатели Класс Методика
• Оценка школьной мотивации.
Модифицированный вариант анкеты для оценки уровня школьной мотивации» (по Н. Лускановой)
• Школьная тревожность. Тест школьной тревожности Филлипса
• Самооценка и уровень притязаний. Методика самооценки и уровня притязаний Дембо-Рубинштейн
• Эмоциональный портрет класса Психологический климат класса
Результаты психодиагностического обследования позволяют:
• определить преимущества и проблемные стороны готовности на индивидуальном и групповом уровне;
• определить возможные пути коррекции образовательного процесса (учебного и воспитательного);
• сформулировать задачи по профилактике дезадаптации в основном звене;
• выделить группу риска для углубленной диагностики и коррекционно — развивающих программ;
• провести индивидуальные и групповые консультации информационно-рекомендательного плана с участниками образовательного процесса (детьми, родителями, педагогами).
Заключение по итогам проделанной работы должно соответствовать принципам гуманной диагностики.
Формирование у ребенка его субъектной позиции, общей положительной оценки себя в целом вне зависимости от конкретных результатов и ситуаций – вот главная цель работы психолога в период адаптации. Научить ребенка размышлять о себе, познакомить его с «его внутренним миром», помочь ответить на вопросы: Кто я? Какой я? Чем я отличаюсь от других, и что у нас общего? Помочь ребенку осознать свои мотивы и побуждения, научить положительному отношению к себе, умению сохранять самоуважение даже в ситуациях неуспешности, умению признавать свои ошибки и учиться на них; общаться и слушать другого, выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками; способствовать сплочению класса, уважению друг к другу и взаимопониманию, помочь ученикам осознать качества, необходимые учащимся среднего звена и дать им уверенность в том, что они готовы к переходу.
Результаты, полученные в ходе диагностического обследования становятся основой для проведения коррекционно – развивающих индивидуальных или групповых занятий с обучающимися, имеющими недостаточно сформированные учебные навыки.
Тематика коррекционно-развивающих занятий для обучающихся 5-х классов.
№ п/п Название Форма организации Цель
Программа адаптации детей к средней школе «Первый раз – в пятый класс!» Тренинговая группа Способствование психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы.
Программа «Школьная тревожность» Групповые занятия Нивелирование школьной и личностной тревожности, формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся 5-х классов.
Переходный период из начальной школы в основную сказывается на всех участниках образовательного процесса : учениках, педагогах, родителях, администрации школы, специалистах психолого-педагогической службы.
Период адаптации к новым правилам и требованиям может занимать у ребёнка от одного месяца до целого года. Критерием успешности адаптации выступает, прежде всего, степень сохранности психологического и физического здоровья обучающихся.