Третий этап — планирование сестринского ухода
По ВОЗ планирование – это «документирование конкретно ожидаемых результатов сестринского вмешательства в соответствии с планом сестринского ухода».
Во время планирования медсестра совместно с пациентом:
- Определяет цели (ожидаемый результат) для каждой проблемы.
- Выбирает характер и объём сестринских вмешательств, необходимых для достижения поставленных целей;
- Определяет продолжительность (или кратность) сестринских вмешательств.
Виды целей
- Краткосрочные – должны быть выполнены неотложно или в период до одной недели (максимум двух). Определяются, как правило, в острой фазе заболевания в стационаре (например: уменьшение боли в области послеоперационной раны).
- Долгосрочные – достигаются за более длительный период времени, в течение многих недель. Они обычно направлены на профилактику осложнений, на реабилитацию и социальную адаптацию.
При написании целей указываются следующие обязательные моменты:
- мероприятия, действия – что делать;
- критерий – дата, время, расстояние;
- условия – с помощью кого (чего) делать.
Цель – ожидаемый результат по определенной проблеме. Она не должна создавать препятствия лечению, проводимому другими специалистами.
Например, медсестра должна научить пациента в течение 2-х дней ставить себе согревающий компресс.
Действие – ставить компресс.
Временной критерий – в течение 2-х дней.
Условие – с помощью медсестры.
4 этап – выполнение (реализация) плана сестринских вмешательств
Цель данного этапа – обеспечение соответствующего ухода за пациентом, выполнение действий, направленных на достижение цели. Сестринские вмешательства должны быть основаны на:
- индивидуальном подходе;
- безопасности для пациента и медсестры;
- обеспечении конфиденциальности, уважении личности пациента;
- информированном согласии пациента;
- поощрении пациента к самостоятельности.
Виды сестринских вмешательств
- Зависимые – выполняются на основании письменных предписаний врача, при использовании навыков медицинской сестры. Медсестра выступает как исполнитель. Например, раздача лекарств, выполнение инъекций согласно листам назначений.
- Независимые – непосредственная деятельность медсестры по собственной инициативе, на основе знаний и умений. Например,мероприятия по личной гигиене тяжелобольного, кормление, обучение навыкам самоухода.
- Взаимозависимые – совместная деятельность медсестры совместно с другими специалистами. Например, с инструктором ЛФК, с врачом, с диетсестрой.
Выполняя манипуляции (медицинские услуги), медсестра использует стандарты клинической деятельности. Стандарт (англ. standard – норма) – это образец, эталон, модель, принятая для сопоставления.
- оснащение, которым можно и нужно пользоваться;
- алгоритм выполнения (последовательность действий);
- особенности выполнения данной манипуляции различным категориям пациентов;
- особенности получения информированного согласия от пациентов перед проведением данной услуги.
- особенности документирования выполнения;
Стандарты необходимы для:
5 этап — оценка эффективности
Цель данного этапа: определить степень, до которой намеченные мероприятия по уходу за пациентом были достигнуты.
- оценку реакции пациента на уход: улучшение, ухудшение, прежнее состояние;
- оценку действий самой медсестры (результат достигнут, частично достигнут, не достигнут);
- мнение пациента или его семьи;
- оценку действий сестрой-руководителем.
При не достижении цели или частичном достижении сестра формулирует заключение: план помощи необходимо пересмотреть. Оценка обязательно проводится в случае выписки пациента, перевода его в другое лечебное учреждение, в случае смерти или длительного заболевания.
Цель сестринского процесса
Термин «сестринский процесс» впервые введен в США сестрой Лидией Холл в 1955 году. Слово «процесс» означает ход событий. В данном случае – последовательность действий, предпринятые сестрой при оказании помощи.
Сестринский процесс – это метод научно обоснованных и осуществляемых на практике медсестрой своих обязанностей по оказанию помощи пациентам.
Этот метод включает в себя пациента и медицинскую сестру как взаимодействующих лиц. В основе находится пациент как личность, требующая индивидуального подхода.
Цель СП – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных человеческих потребностей через квалифицированный сестринский уход. Цель сестринского процесса осуществляется путем решения следующих задач:
- создание базы информационных данных о пациенте;
- выявление потребностей пациента в медицинском обслуживании;
- обозначение приоритетов в медицинском обслуживании;
- составление плана ухода и обеспечение ухода за пациентом в соответствии с его потребностями;
- определение эффективности процесса ухода за пациентом и достижение цели медицинского обслуживания данного пациента.
Значение сестринского процесса
Значение внедрения сестринского процесса в следующем:
- обеспечивается системный и индивидуальный подход к проведению сестринского ухода;
- становится необходимым активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода;
- создается возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности;
- осуществляется эффективное использование времени и ресурсов;
- демонстрируется уровень профессиональной компетенции, ответственность и надежность медицинской службы, медицинского обслуживания;
- обеспечивается безопасность проведения медицинского обслуживания;
- самое главное, сестринский процесс гарантирует качество оказания помощи, которое можно проконтролировать.
Сестринский процесс несет новое понимание роли медицинской сестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия хорошей технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с объектом «манипуляционной техники». Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медицинскую сестру основным связующим звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие отношения устанавливаются между медицинской сестрой и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.
Этапы сестринского процесса
- Сестринское обследование – оценка состояния пациента.
- Сестринская диагностика – интерпретация полученных при обследовании данных выявление проблем пациента со здоровьем.
- Постановка целей и планирование предстоящей работы по уходу.
- Реализация составленного плана – выполнение сестринских вмешательств.
- Оценка результатов, эффективности сестринского ухода.
Первый этап — сестринское обследование.
Цель этапа — сбор информации о состоянии здоровья пациента для выявления у него нарушенных потребностей, проблем существующих и потенциальных, чтобы обеспечить качество жизни пациенту. Врачебная диагностика ставит целью постановку диагноза, выявления причины и механизма развития заболевания.
Источниками информации могут быть:
- сам пациент – наилучший источник;
- члены семьи, сопровождающие лица, соседи по палате;
- врачи, медицинские сестры, члены бригады скорой помощи, санитарки;
- медицинская документация (данные обследований, выписки из стационарной или амбулаторной карты);
- специальная медицинская литература (справочники по уходу, стандарты сестринских манипуляций, профессиональные журналы).
Различают субъективное и объективное сестринское обследование.
Субъективное обследование – информация, получаемая со слов пациента или другого лица. Субъективная информация — представления пациента о своем здоровье. Полноценность информации зависит от умения сестры расположить собеседника к общению.
Объективное обследование – непосредственный осмотр и дополнительные методы –данные лабораторных и инструментальных исследований (например, анализы крови и мочи, рентгенологические исследования) и специальные измерения (например: измерение роста и массы тела).
Второй этап — сестринская диагностика.
- определение проблем, возникающих у пациента;
- установление факторов, способствующих или вызывающих развитие этих проблем;
- выявление сильных сторон пациента, которые способствовали бы предупреждению или разрешению проблем.
Проблема пациента – это ответная реакция пациента на болезнь или состояние здоровья. Кроме того, это – обдуманный вывод, основанный на анализе информации. В некоторых странах называют проблему «сестринским диагнозом». В нашей стране эта формулировка не совсем оправдана, поскольку диагностикой занимается врач.
Проблема отличается от врачебного диагноза:
Виды сестринских диагнозов (проблем)
По характеру реакции пациента на болезнь и свое состояние:
- Психологические – реакции, которые появились в ответ на болезненные изменения во внутренних органах (страх, плаксивость, эмоциональная ранимость).
- Социальные – связаны с нарушением удовлетворения социальных потребностей из-за заболевания (неполная семья, финансовая несостоятельность, потеря трудоспособности).
- Духовные – реакции организма, затрагивающие духовную сферу (потеря смысла жизни, нежелание следить за собой, уход в религию, одиночество).
По времени появления:
- Настоящие (основные и сопутствующие) – есть у пациента в момент обследования (например: головная боль в связи с повышением артериального давления, дефицит самоухода в связи с обездвиженностью пациента).
- Потенциальные (вероятные) – их нет на данный момент, но могут появиться с течением времени (например: появление пролежней у обездвиженного пациента, риск обезвоживания организма из-за упорной рвоты).
По серьёзности (приоритетности)
- Приоритетные — требуют срочных мероприятий, часто опасны для жизни (одышка, удушье).
- Промежуточные — не требуют экстренных мер, не опасные для жизни (снижение аппетита, слабость)
- Вторичные – не имеют прямого отношения к данному заболеванию (дисфункция кишечника у пациента с бронхитом).