Учебный план элективного курса для 10 класса «Глобальные экологические проблемы современности»

Далеко не первое поколение подряд человечество живёт с постоянными и навязчивым страхом экологических катастроф. Вырубка лесов, загрязнение океана, разрушение озонового слоя, — эти фразы мы слышали в своей жизни сотни, а то и тысячи раз. Но где кроется реальная угроза, а где — сплошные спекуляции. Давайте разбираться, какие экологические проблемы представляют опасность для нас и наших потомков.

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Глобальные экологические проблемы на планете Земля неразрывно связаны с деятельностью человека и его влиянием на окружающую среду. Человек и несколько тысячелетий назад проявлял чрезмерную активность, из-за чего до неузнаваемости менялся ландшафт на некоторых участках материков. Например, в древнем мире местность, где находится пустыня Сахара, была покрыта густыми зелеными насаждениями.

Влияние человека на экологию, как глобальная проблема

Уже в Древнем Египте, Вавилоне, Индии, Китае, Риме и Греции
задумывались об эффективном и бережном обращении с окружающей средой. Природные
и экологические катаклизмы того времени становились причиной миграций народов,
ослабления, завоевания и исчезновения могущественных империй.

Например, движение гуннов в Европу вызвано климатическими
изменениями, когда часть народности Хунну, населявшая земли к северу от Китая вынуждена
была мигрировать в разных направлениях. Часть из них заняли территории
государства Цзинь, другая направилась на запад. В Восточную Европу они
вторглись в 370 году, на целое столетие определив собственным влиянием политику
Рима и других государств.

В современном мире деятельность человека оказывает сильное влияние на окружающую среду. Так, из-за халатного отношения к проблеме утилизации отходов во многих странах третьего мира в Тихом Океане уже растет целый материк из мусора. Скапливаясь десятилетиями, мусор уничтожает все живые организмы, которые обитали там в естественной среде.

Другие изобретения могут действовать быстрее и кардинальнее. Например, разрушительное действие атомной энергии способно в одночасье изменить
планету, уничтожив на ней основные биологические виды.

Глобальные проблемы экологии, если их не решать, в первую очередь, ударят непосредственно по человеку. По данным международных организаций, к 2020 году больше половины населения планеты не имеют доступа к качественной воде. А значит, их здоровье под угрозой. Но человечество в силах поставить на службу современные технологические достижения, чтобы поменять ситуацию.

Проблема пресной воды

Водоснабжение в мире становится все более дефицитным. Согласно
Совместной программе ВОЗ / ЮНИСЕФ по мониторингу водоснабжения и санитарии
(СПМ), 2,5 миллиарда человек (примерно 36% населения мира)
по- прежнему не имеют доступа к улучшенным санитарно-техническим
средствам. В 2012 году 748 миллионов человек продолжали получать
питьевую воду из небезопасных источников. Всемирный фонд дикой природы
предупреждает, что к 2025 году дефицит воды затронет около двух третей
населения мира.

Некоторые из этих недостатков могут быть связаны с изменением
климата. Например, засуха, от которой в течение 5 лет страдают
сельскохозяйственные предприятия в США, вызвана повышением температуры и
изменением атмосферных условий, способствующих уменьшению количества
дождей. Тот же климат Калифорнии обычно характеризуется концентрированным
дождливым сезоном, за которым следует длительный и умеренный сухой
период. Но в период с 2011 по 2018 год на протяжении 376 недель здесь
наблюдалась засуха: дожди не шли, а уровень осадков составлял всего 5% от
среднего исторического.

Такая нехватка воды оказывает пагубное влияние на сельское
хозяйство. Фермы зависят от воды для орошения, поэтому снижение подачи
воды кардинально повлияет на их продуктивность. У фермерских хозяйств
будет меньшая урожайность, а это значит, что у производителей также будет
меньше сырья для производства продуктов и услуг.

Если водоснабжение в определенном районе становится критически низким, предприятия в этом районе могут быть вынуждены перенести свои производственные мощности туда, где достаточное водоснабжение. Вода необходима почти во всех аспектах деловых операций, от работающих машин до поддержания чистоты офисных помещений. Переселение вынуждает предприятия тратить средства на новые объекты и оборудование, а также на наем и обучение нового персонала.

Пояснительная записка

Целью экологического образования является
становление экологической культуры личности и
общества как совокупности практического и
духовного опыта взаимодействия человечества с
природой, обеспечивающего его выживание и
развитие. Ключевую роль в достижении этой цели
играет развитие экологического сознания
личности. В него входит осознание сущности
экологических законов; понимание причин
противоречий в системе “природа–общество”;
осознание опасности глобальных экокатастроф и
локальных экологических кризисов; осознание
морального выбора способа целесообразной
деятельности; познание себя как части
окружающего мира. Если для сохранения себя
человек должен сохранить природу, то для охраны
природы он должен развить себя.

Цель данного курса: сформировать у
учащихся представление о высокой скорости
антропогенных преобразований биосферы, об
ответственности человека за состояние
естественного природного окружения.

  • углубление знаний о закономерностях
    устойчивого развития природных и
    природно-социальных экосистем;
  • формирование системы интеллектуальных и
    практических умений по изучению, оценке и
    улучшению состояния окружающей среды;
  • развитие способности к целевому, причинному и
    вероятностному анализу экологических ситуаций,
    убеждения в возможности решения экологических
    проблем;
  • развитие способностей прогнозировать
    возможные пути сохранения генофонда биосферы и
    здоровья человечества.

Программа предполагает расширение знаний
учащихся по основным направлениям влияния
различных отраслей промышленности, транспорта,
сельского хозяйства на экологическое состояние
окружающей среды. Взаимодействие человека с
природой видоизменяет ее, поэтому школьники
должны получить представление о тех изменениях и
последствиях, которые возникают в результате
этого взаимодействия, о мерах по предотвращению
отрицательного влияния на биосферу.

Программа реализуется через различные методы
обучения: объяснительно-иллюстративный,
частично-поисковый, проблемный, проектный,
исследовательское моделирование.

Показателем эффективности формирования
экологических знаний должна стать экологическая
ответственность и реальное следование
экологическим нормам во всех видах деятельности.

Загрязнение, как основная экологическая проблема в мире

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Загрязнение – одна из самых больших экологических проблем в мире, поскольку она является типичным побочным продуктом современной жизни.

Загрязнение – одна из самых больших экологических проблем в мире,
поскольку она является типичным побочным продуктом современной
жизни. Например, загрязнение воздуха является результатом сжигания
ископаемого топлива, а также различных газов и токсинов, выделяемых
промышленными предприятиями и фабриками.

Загрязнение вызывает все остальные проблемы экологии в современном мире, будь то парниковый эффект, глобальное потепление или загрязнение мирового океана.

Ниже приведены наиболее распространенные на сегодняшний день
загрязнители воздуха, а также их воздействие на здоровье:

  • Озон – бесцветный газ без запаха, образующийся при воздействии солнечного света на оксиды азота (встречающиеся в автомобилях и промышленном оборудовании) и летучие органические соединения (встречающиеся в бензине, красках, чернилах и растворителях). Вдыхание озона может вызвать проблемы со здоровьем, включая боль в груди, кашель, раздражение горла и застой, бронхит, астму и эмфизему;
  • Окись углерода – ядовитый газ, образующийся при неполном сгорании ископаемого топлива. При вдыхании окиси углерода снижает способность крови переносить кислород. Воздействие высоких уровней окиси углерода может привести к смерти. Помимо высокой токсичности, окись углерода не имеет цвета, запаха и вкуса, поэтому ее часто называют «тихим убийцей»;
  • Диоксид азота – газ с высокой реакционной способностью, образующийся при сжигании топлива при высоких температурах (например, в выхлопных газах автомобилей, электрических сетях и промышленных котлах). Диоксид азота вступает в реакцию с водой и кислородом, образуя азотную кислоту, один из основных компонентов кислотных дождей. Диоксид азота может раздражать легкие и повышать восприимчивость к респираторным заболеваниям;
  • Твердые частицы – очень маленькие твердые частицы и капли жидкости, взвешенные в воздухе. Кратковременное воздействие твердых частиц может вызвать раздражение глаз, носа и горла, а также сердца и легких. Длительное воздействие может привести к госпитализации и преждевременной смерти из-за сердечно-сосудистых и респираторных заболеваний;
  • Диоксид серы – высокореактивный и едкий газ, образующийся при сжигании ископаемого топлива на промышленных объектах, таких как электростанции. Другими процессами, которые генерируют диоксид серы, являются морские отходы и разложение органических веществ. Вдыхание диоксида серы может вызвать одышку, стеснение в груди и одышку, а также болезни сердца и легких;
  • Свинец – распространенный ингредиент во многих промышленных продуктах. Бензин и краска являются основными источниками выбросов свинца. Воздействие свинца может вызвать заболевание почек, расстройства нервной системы, умственную отсталость, неспособность к обучению, выкидыш, мертворождение, преждевременные роды и смерть.

Загрязнение и современная жизнь, кажется, идут рука об руку, но
затраты и последствия из-за загрязнения воздуха больше нельзя игнорировать. Согласно
исследованию, проведенному в 2012 году Массачусетским технологическим
институтом, загрязнение воздуха обошлось китайской экономике в 112
миллиардов долларов в 2005 году. В Гонконге медицинские счета и потеря
производительности из-за загрязнения воздуха в 2013 году составили 39,4
млрд гонконгских долларов.

Затраты на загрязнение уже сейчас испытывают на себе промышленные
предприятия, снижается их производительность. Сильно загрязненные районы
затрудняют наем и удержание персонала, находящиеся там, что вынуждает их
платить более высокую заработную плату для привлечения и удержания
работников.

Неконтролируемое загрязнение может снизить интерес инвесторов. Для безопасного производства своей продукции компаниям в сильно загрязненных районах может потребоваться закрыть магазин и перенести свою деятельность в менее загрязненные места. Кроме того, загрязнение становится причиной других деструктивных процессов, в том числе и парникового эффекта или климатического потепления, вызывая основные экологические проблемы современности.

Экологическая ситуация в мире

Человек взаимодействовал и влиял на окружающую его среду с самого момента возникновения его вида. Однако по-настоящему ощутимого масштаба это влияние достигло лишь в восемнадцатом веке, с начала промышленной революции. В этот момент человек вышел из естественного кругооборота живой природы и начал диктовать планете собственные правила.

Планета начала меняться, но мы это заметили далеко на сразу — наша цивилизация была занята другими вещами: добычей топлива (угля, газа, сланцев, нефти), металла и прочих полезных ископаемых. Все эти вещества, выведенные естественным путём природой и изъятые человеком, в природу и вернулись, но в ином виде. Обернулось это глобальным загрязнением почвы, воды и воздуха и стало причиной экологического кризиса. И интенсивность этого процесса продолжает расти катастрофическими темпами, и серьезные последствия экологического кризиса человечеству предстоит устранять уже в ближайшем будущем.

Непростой политический фон двадцатого века (раскол мирового сообщества и мировые войны) не очень помогали человечеству сосредоточиться на экологических проблемах. Добавьте сюда гонку вооружений («Холодная» война), социальное неравенство внутри стран и невероятную скорость технологического прогресса. Все эти факторы привели к тому, что под конец двадцатого века человечеству пришлось остепениться, оглянуться вокруг и осознать, какой вред оно нанесло своему дому.

Виды экологических проблем

Глобальное потепление — это, по сути, побочный процесс существования огромной численности человеческого населения. Говоря максимально просто, это общее повышение температуры нашей планеты из-за действий человека (сжигания ископаемого топлива, например). Как следствие — таяние ледников, повышение уровня моря, выпадение аномального количества осадков, закисление океана.

Все эти процессы вне контекста не кажутся особо страшными. Однако нужно помнить, что Земля — очень тонкая и хрупкая система, в которой все звенья связаны между собой. Подобные масштабные вмешательства рушат эту систему и приводят к неприятным последствиям — к сейсмической активности и исчезновению целых видов животных.

Читать также:  Как перейти с 32-битной Windows 10 на 64-битную

Загрязнение мирового океана. Больше половины нашей планеты (а если быть точнее, то 70%) — вода. Океан — главный фактор, формирующий климат на Земле: течения обуславливают жару или прохладу, а испарённая вода формирует облака и провоцирует осадки.

Примерно сто миллионов людей живут у океана, то есть их жизнь напрямую связана с водоёмами. Но на самом деле, мировой океан так или иначе затрагивает жизнь каждого из нас: дожди и другие осадки; доставка грузов между континентами; рыба и прочие морепродукты, которые мы ежедневно употребляем в пищу. Однако сейчас мировой океан находится в опасности из-за постоянных техногенных катастроф (крушений танкеров и прочих), сточных вод и выбросов в океан промышленных отходов.

Разрушение озонового слоя. Озон — одна из составляющих стратосферы (слоя атмосферы на высоте 12-50 километров), представляющий собой одну из разновидностей кислорода. Для человека ценность озона заключается в том, что он блокирует часть ультрафиолетовых лучей, защищая всё живое от прямого солнечного излучения.

Наша наука лишь недавно узнала о существовании озона, хотя человечество пагубно влияло на озоновый слой столетиями. Как результат — дыры в озоновом слое из-за дефицита вещества. Среди причин этого явления:

  • Международная космическая программа. Запуск ракет и спутников;
  • Авиаполёты на высоте от двенадцати километров и выше;
  • Промышленные и бытовые выбросы фреона.

В восьмидесятых человечество начало предпринимать первые меры, чтобы защитить и восстановить озоновый слой. Экологические программы начали приниматься на государственном уровне, а мировые некоммерческие компании — разрабатывать проекты по защите озонового слоя. К сожалению, подобные мероприятия, как правило, стоят очень дорого и редко находят полноценное финансирование.

Загрязнение воздуха. Самая очевидная опасность загрязнения атмосферы — дефицит чистого воздуха, но не менее серьёзная проблема — изменение климата планеты и дальнейшие последствия этого процесса. Из главных элементов, загрязняющих атмосферу, можно выделить:

  • Выбросы во время деятельности промышленных предприятий;
  • Выхлопы автомобилей и другого транспорта с двигателем внутреннего сгорания;
  • Радиоактивные объекты;
  • Отходы (бытовые и промышленные).

Кроме того, эти факторы приводят к разрушению озонового слоя — уже упомянутой нами проблеме, которая чревата глобальным потеплением и другими климатическими изменениями на нашей планете.

Загрязнение почвы. Почва — ресурс, который относится к категории невозобновляемых, в случае его потери или деградации, мы не сможем его восстановить никакими способами. Состояние почв оказывает прямое влияние на еду, потребляемую нами, на воду, которую мы пьём, и на наше здоровье — работу внутренних органов и продолжительность жизни. Более 90 процентов всего, что мы употребляем в пищу, произведено благодаря почве, прямо или косвенно.

Среди причин загрязнения почв:

  • Локализованные свалки, которые используются для утилизации пищевых отходов, стройматериалов, материалов, оставшихся после ремонтных работ;
  • Тяжёлая промышленность — металлургическая и машиностроительная, деятельность которых подразумевает выброс солей тяжёлых металлов: бериллия, мышьяка, цианидов, кадмия, ртути и свинца;
  • Транспорт, выбрасывающий в окружающую среду оксиды свинца, азота, углеводорода;
  • Сельское хозяйство с использованием ядохимикатов и минеральных удобрений.

Вырубка лесов и опустынивание. Как и океан, лес — сложная хрупкая экосистема, работающая по собственным законам и объединяющая в себе растения, грибы, животных и микроорганизмов, которые все вместе влияют на климат нашей планеты, на качество питьевой воды и воздуха, которым мы дышим. Всего несколько тысячелетий назад (смешной срок для нашей планеты) значительная часть поверхности Земли была покрыта лесами. Но когда человек начал осваивать землю под свои нужды, возникла проблема обезлесивания.

Да, лес — возобновляемый ресурс, однако интенсивность вырубки леса в современном мире не соотносима со скоростью его возобновления. По сей день значительные территории после вырубки леса или лесных пожаров становятся пустынями, что ведёт не только к биологическим катастрофам (уничтожение видов), но и к социальным, — в том числе, к исчезновению целых этнических групп.

Под термином «кислотные дожди» наука подразумевает любые метеорологические осадки (в том числе снег и град), во время которых происходит сильнокислотная реакция. Среди источников этого явления — деятельность предприятий тяжёлой промышленности (особенно металлургической), выбрасывающие в атмосферу серьёзный объём оксида азота и серы. Кроме того, к кислотным дождям приводит деятельность тепловых электростанций и выхлопной газ автомобилей.

Процесс образования таких дождей прост: когда в воздух попадают хлористый водород и оксиды азота или серы, они вступают в реакцию с солнечным излучением и каплями воды, витающими в воздухе. В результате образуется кислота — серная, сернистая, азотная или азотистая. После этого кислота выпадает на землю в виде осадков. Кислота может принимать форму дождя, снега, града, тумана и наносить серьёзный ущерб фауне и флоре региона.

Сокращение биоразнообразия. На нашей планете огромное количество видов флоры и фауны, обитающей в разных регионах и природных зонах. Это огромное многообразие живого, представленное в нынешней точке истории, формировалось в течение нескольких миллиардов лет. Однако все из перечисленных выше экологических катастроф провоцируют ещё одну, масштабную и серьёзную, — сокращение биоразнообразия. По данным WWF, мы теряем по три вида каждый час. Если с этим ничего не делать, скоро мы навсегда потеряем тот мир, который знаем.

Существует несколько причин этой проблемы, и, что характерно, каждая из них связана с деятельностью человека:

  • Облесение планеты, вырубка деревьев;
  • Расширение территории населённых пунктов, появление новых;
  • Вредные химические выбросы в атмосферу;
  • Приспособление природных территорий под сельскохозяйственные нужды;
  • Использование химических реагентов в земледелии;
  • Рост населения планеты, и, как следствие, увеличивающийся спрос на продовольствие растительного и животного происхождения;
  • Незаконная охота, браконьерство;
  • Экологические, техногенные катастрофы.

Чтобы замедлить исчезновение видов, некоммерческие организации создают природные парки и заповедники, в которых работают специалисты, следящие за животными и создающие благоприятные условия для их жизни и размножения вида.

Пути решения экологических проблем

Ещё с начала двадцатого века начали появляться первые программы, направленные, в первую очередь, на защиту (сбережение) окружающей среды, однако, уже к концу столетия стало ясно, что человечеству нужны более радикальные и эффективные меры. Последние десятилетия человечество осознало опасность актуальной экологической ситуации в мире и начало активную борьбу за защиту и восстановление нашей природы. Разработанные и практикуемые меры принято делить на несколько категорий.

Правовые — создание и внедрение административных, государственных и международных законов и правовых актов об охране окружающей среды.

Экономические — минимизация или полная ликвидация негативного техногенного воздействия на природу при помощи денежных вливаний, создание финансируемых программ и фондов.

Технологические — изобретение и внедрение новых технологий, позволяющих сократить вредное воздействие на природу, в металлургической, транспортной и добывающей отраслях. Разработка в популяризация экологически чистых источников энергии.

Организационные — равномерное распределение автомобильной нагрузки, чтобы не допустить критическое скопление машин в одном месте;

Архитектурные — проектировка и строительство «экологически дружелюбных» городов, озеленение населённых пунктов.

Помимо действующих проектов и программ по сохранению и защите окружающей среды, учёные уже работают над амбициозными проектами будущего, среди которых строительство заводов полной утилизации отходов, строительство тепловых электростанций на Луне (работающих на веществе Гелий-3), всемирный отказ от бензиновых двигателей и переход на электромобили и использование технологии холодного ядерного синтеза — эффективной и экологичной методики получения энергии из воды.

Но помимо этих глобальных планов, существует ответственность каждого из нас — каждого жителя большого дома под названием «планета Земля». Чтобы сохранить его для будущих поколений, не ленитесь соблюдать несколько простых универсальных правил: выкидывайте батарейки в специальные контейнеры, откажитесь от одноразовых пакетов (купите тканевый, будет дешевле), отдавайте ненужные вещи малоимущим, сортируйте отходы и учите этим простым рекомендациям своих детей. Очень важно осознать, что в бережливости нет ничего постыдного. Вместо того, чтобы выбрасывать и покупать, ищите новые применения старым вещам.

Да, прямо сейчас экологическая ситуация на нашей планете доставляет нам немало поводов для беспокойства. Однако, стоит признать, что в 21-м веке мы достигли серьёзного прогресса в плане осознанности проблемы и активности. Несмотря на весь ущерб, который мы нанесли нашей планеты, у нас ещё достаточно шансов, чтобы вернуть её в прежнюю форму.

Пути решения экологических проблем с примерами

В последние годы наметились небольшие положительные сдвиги. В развитых странах официально признали наличие на планете глобальных экологических проблем и озаботились их решением посредством следующих мер:

  • принятие законов об охране окружающей среды;
  • уменьшение выбросов, разрушающих озоновый слой;
  • ввод запрета на вырубку тропических лесов;
  • установка систем фильтрации на промышленных предприятиях;
  • изменение характера земледелия, сохранение плодородного слоя земли;
  • экологическое воспитание каждого человека.

Законодательные меры по охране окружающей среды

Это первый и важный шаг, который должны предпринять страны как на международном, так и на государственном и локальных уровнях. Юридические документы должны регламентировать и работу предприятий, и поведение физических лиц. В законах должны быть прописаны суровые меры наказания за нарушение. 26 мая 1969 года в докладе о проблемах окружающей среды были сделаны выводы о необходимости контроля за воздействием человека на природу.

Одним из важнейших международных документов, регламентирующих деятельность стран в сфере экологии, стал Киотский протокол (1997 г. ), который обязал все страны к 2012 году сократить выбросы вредных газов, приводящих к парниковому эффекту.

Уменьшение выбросов, разрушающих озоновый слой

Современный мир трудно представить без самолетов, спутников и космических кораблей. Остается один способ уменьшить разрушение озонового слоя — перейти на экологичные виды наземного транспорта. Так, в странах Европы все большей популярностью пользуются электромобили, а езда на велосипедах — любимый способ передвижения по городу.

Ввод запрета на вырубку тропических лесов

Чтобы остановить процесс глобального потепления, необходимо запретить вырубку лесов, особенно это касается зеленых массивов тропиков и экватора.

Для этого необходимо:

  • снизить стоимость древесины на рынке;
  • усилить меры по охране леса непосредственно на местах — за счет работы лесных хозяйств.

Установка систем фильтрации на промышленных предприятиях

Должны быть повышены требования ко всем промышленным предприятиям:

  • установка очистительных сооружений и системы фильтров;
  • правильная, экологическая переработка сырья;
  • утилизация мусора.

Важно, чтобы руководители и работники также предприятий осознавали, какой губительной для природы может быть их деятельность.

ПАО «Газпром» в 1995 году создал неправительственный экологический фонд имени В. Вернадского, который в России выступает связующим звеном между государством и бизнесом в решении экологических проблем.

Изменение характера земледелия, сохранение плодородного слоя земли

Если использовать натуральные удобрения, проводить правильную мелиорацию почв, плодородный слой земли можно сохранить.

Австрийский фермер Зепп Хольцер на примере своего поместья Краметерхоф доказал, что в современном мире можно вести прибыльное эко-хозяйство, практически не вмешиваясь в законы природы.

Экологическое воспитание

Ввести законы и положения в сфере экологии несложно. Труднее их соблюдать. Экологическое воспитание — то, чему нужно учить детей с раннего детства. Важно понимать, что потребительское отношение к природе рано или поздно приведет к экологической катастрофе. Если человечество хочет и дальше жить на планете Земля, ему нужно научиться заботиться о своем доме.

Читать также:  План решения социальных проблем, с которыми ежедневно сталкиваются российские "инвалиды" и люди с ограниченными возможностями

Парниковый эффект

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Схема парникового эффекта Земли.

Парниковый эффект – это процесс, который происходит, когда газы в
атмосфере Земли задерживают тепло Солнца. Этот процесс делает Землю
намного теплее, чем без атмосферы. Парниковый эффект – это то, что делает
Землю комфортным местом для жизни. Газы в атмосфере, такие как углекислый газ,
задерживают тепло так же, как стеклянная крыша теплицы. Они и
называются парниковыми газами.

Весь процесс происходит следующим образом:

  • В
    течение дня солнце светит сквозь атмосферу;
  • Поверхность
    Земли нагревается на солнце;
  • Ночью
    поверхность Земли охлаждается, выпуская тепло обратно в воздух;
  • Часть
    тепла удерживается парниковыми газами в атмосфере.

Парниковый эффект держит планету Земля в тепле и уюте в среднем на 14oС.

Человеческая деятельность меняет естественный парниковый эффект
Земли. Сжигание ископаемого топлива, такого как уголь и нефть, приводит к
увеличению количества углекислого газа в нашей атмосфере.

НАСА наблюдало в нашей атмосфере увеличение количества углекислого
газа и некоторых других парниковых газов. Слишком много этих парниковых
газов может привести к тому, что атмосфера планеты будет удерживать все больше
и больше тепла. Это заставляет Землю нагреваться.

В результате климатические зоны могут сместиться, что приведет ко многим стихийным бедствиям, таким как ураганы, торнадо и наводнения. В то же время засуха может происходить в районах, удаленных от водоемов. Многим видам растений и животных грозит исчезновение из-за их неспособности адаптироваться к новым условиям. Парниковый эффект также представляет собой реальную угрозу человечеству. Такие действия, как разделение отходов, использование перерабатываемых материалов и сокращение вырубки, по мнению специалистов, уменьшат количество углекислого газа в воздухе.

Парниковый эффект и глобальное потепление

Итак, энергия солнечного излучения при достижении
Земли превращается в тепловую энергию. Земля поглощает тепло и
затем выпускает его через атмосферу, облака и ее поверхность. Образуется
длинноволновое излучение, которое происходит как в направлении космоса, так и в
направлении Земли. Волны излучения
поглощаются компонентами атмосферы, а затем повторно излучаются во
всех направлениях.

Земля снова прогревается, потому что действительно небольшое количество радиации попадает в космос. Этот процесс обеспечивает на планете, как указано выше, нужную температуру.

Проблема возникает, когда в результате человеческой деятельности в
атмосфере накапливается больше радиации, чем следует. Это происходит за
счет увеличения количества парниковых газов, выбрасываемых в
атмосферу. Это парниковые газы, такие как углекислый
газ, метан, фреоны, озон, углеводороды и оксиды
азота. Они удерживают радиацию и сохраняют тепло, которое полезно и необходимо
для жизни на Земле.

Но если парниковых газов слишком много, тепловое излучение
накапливается в нем и вызывает повышение температуры.

Происходит явление глобального потепления, которое оказывает неблагоприятное влияние на формирование климата. Но есть и другая проблема из-за парникового эффекта, которая влияет на мировой океан.

Загрязнение мирового океана и сокращение биоразнообразия

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

В мировом океане уже сформировались плавучие острова из пластикового мусора.

На мировой океан человечество воздействует по-разному. Например,
через сброс отходов, которые формируют новый материк, как указано выше. Но
более разрушительное воздействие на него оказывает парниковый эффект.

Планета Земля, как стеклянная теплица, также полна
растений! Растения могут помочь сбалансировать парниковый эффект на
Земле. Все растения – от гигантских деревьев до крошечного фитопланктона в
океане –  поглощают углекислый газ и
выделяют кислород.

Океан также поглощает много лишнего углекислого газа в
воздухе. К сожалению, увеличение содержания углекислого газа в океане
меняет воду, делая ее более кислой. Это называется подкислением
океана.

Более кислая вода может быть вредна для многих морских существ,
таких как некоторые моллюски и кораллы, планктон, которые являются пищей для
других обитателей океана. Потепление океанов от слишком большого количества
парниковых газов в атмосфере также может быть вредным для этих
организмов. Теплые воды являются, например, основной
причиной обесцвечивания кораллов.

Загрязнение мирового океана: причины и последствия

Загрязнение воды

Растущая промышленность также оказывает влияние на качество
воды. Посредством неподходящих методов очистки сточных вод все виды
веществ, которые не относятся к природной водной среде, направляются в
водохранилища. Снижение качества воды вызвано, среди прочего,
использованием слишком большого количества удобрений сельскохозяйственной
промышленностью и выбросом выхлопных газов наземным и водным транспортом.

Для справки! Эта проблема актуальна как для морской воды и океана, так и для внутренних пресноводных источников.

Для устранения этой проблемы, прежде всего, необходимо повысить эффективность очистки сточных вод, что, к сожалению, связано с высокими затратами. По мере роста спроса на них следует строить новые объекты такого типа и модернизировать существующие. Контроль за качеством воды и постоянное стремление улучшить уже внедренные решения в будущем могут привести к систематическому улучшению.

Загрязнение воды: причины, источники и последствия

Загрязнение воздуха

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Загрязнение воздуха происходит по двум причинам — природные факторы и деятельность человека.

В результате промышленной революции в атмосферу начали проникать большие количества нежелательных веществ, таких как газы и пары оксидов углерода, азота, серы, золы, пыли, сажи и соединений тяжелых металлов. С этой проблемой сталкиваются крупные агломерации, в которых накапливаются вредные вещества из химической промышленности, а также выхлопные газы автомобилей.

Это приводит к заболеваниям органов дыхания и сердца, а также к снижению качества сельскохозяйственных культур и снижению урожайности. Из-за этого правительства развивающихся и развитых стран принимают меры, предубеждающие эту экологическую проблему. Чтобы ограничить влияние загрязнения воздуха, вводятся ограничения на выбросы вредных газов и пыли.

Загрязнение атмосферного воздуха: причины и последствия

Разрушение озонового слоя и озоновые дыры

В течение почти полувека отмечается значительное снижение содержания озона в атмосфере в регионе Южного полюса. Это явление называется озоновой дырой. Избыточное ультрафиолетовое излучение является результатом недостатка озона, который может привести к дисбалансу экосистемы.

Сильное ультрафиолетовое излучение также отрицательно влияет на иммунную систему человека, тем самым повышая восприимчивость к инфекциям и болезням. В настоящее время в России и многих других странах запрещено производить и импортировать продукты с вредными для озонового слоя веществами.

Опустынивание и деградация земель

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Опустынивание – это распространенная проблема деградации земельных ресурсов.

На деградацию почвы непосредственно влияют загрязнение воздуха, кислотные дожди и использование искусственных удобрений. Растения, выращенные на загрязненных почвах, часто содержат токсичные вещества, которые при попадании в организм могут вызвать пищевое отравление.

Чтобы улучшить состояние почв, они должны быть восстановлены до прежней полезной ценности и биологической функции и, таким образом, удобрены, чтобы восполнить недостаток важных элементов.

Вырубка лесов

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Неконтролируемое уничтожение лесов приводит к негативным последствиям.

Вырубка лесов происходит по ряду причин:

  • Сельское
    хозяйство;
  • Животноводство,
    особенно из-за крупного рогатого скота;
  • Заготовка
    для получения пиломатериалов и промышленного производства.

Потеря деревьев и другой растительности может привести к изменению
климата, опустыниванию, эрозии почвы, уменьшению посевов, наводнениям,
увеличению выбросов парниковых газов в атмосферу и множеству проблем для
коренных народов.

Одним из наиболее опасных и тревожных последствий обезлесения
является потеря видов животных и растений из-за потери среды обитания; мы
теряем не только тех, кто нам известен, но и тех, кто нам неизвестен,
потенциально еще большую потерю.

Для справки! До 70% наземных животных и растений планеты живут в лесах, и многие не могут выжить в результате обезлесения, которое разрушает их естественную среду обитания.

Последствия обезлесения включают эрозию почвы и затопление прибрежных районов. Деревья также сохраняют воду и верхний слой почвы, что обеспечивает богатые питательные вещества для поддержания жизни обитателям лесов.

Экологические проблемы отходов

По мере роста населения и промышленности растет проблема правильного
удаления отходов. Сообщества накапливают столько мусора, что правильно
утилизировать его становится все труднее. Например, твердый мусор обычно
закапывают на свалках или сжигают, что крайне вредно для окружающей среды. Разлагающийся
мусор может привлекать паразитов, вызывать неприятный запах или вымываться в
грунтовые воды. Дым, выделяемый при сжигании мусора, способствует
загрязнению воздуха.

Некоторые побочные продукты производственного процесса, опасные и токсичные для человека и окружающей среды, усиливают необходимость в улучшенной утилизации отходов. Эффективность иногда достигается за счет экологической устойчивости. Отходы используются для получения вторичного сырья, из-за этого снижается необходимость в большом количестве вредного производства, конечная продукция удешевляется.

Пути решения мировых экологических проблем

Учебный план элективного курса для 10 класса "Глобальные экологические проблемы современности"

Чтобы уменьшить негативные последствия воздействия на окружающую среду, был предпринят ряд действий на международном уровне, которые наметили пути решения экологических проблем.

Поворотным моментом стал день 26 мая 1969 года, когда был подготовлен первый глобальный доклад о состоянии природной среды. В докладе содержалась презентация крупнейших международных экологических проблем. В отчете сделан вывод, что, где бы человек ни занимался бизнесом, там есть негативное воздействие на окружающую среду.

Дальнейшие законодательные инициативы на международном уровне:

  • В
    1972 году на конференции ООН в Стокгольме принята декларация, обязывающая
    отдельные страны действовать так, чтобы это не повредило окружающей среде
    других государств;
  • Авторы римского
    доклада в 1972 зачитали концепцию нулевого роста, в которой они предложили
    сократить промышленность, особенно в менее развитых странах;
  • В 1979 году на конференции министров Европейской
    экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭС) 34 страны подписали
    декларацию (которая вступила в силу в 1983 году) о сокращении выбросов диоксида
    серы;
  • В
    1983 году было предложено, чтобы страны ЕЭС сократили выбросы серы как минимум
    на 30% к 1993 году по сравнению с 1980 годом. В 1985 году министры по охране
    окружающей среды 21 страны подписали такой документ.

В 1986 году в ЕЭС была создана рабочая группа по разработке протокола по оксидам азота. Ни о каком сокращении выбросов этого типа загрязняющих веществ не удалось договориться, но большинство стран заявили, что они будут поддерживать выбросы до 1994 года на уровне 1987 года. Эта декларация была подписана 25 странами на совещании в Болгарии в 1988 г. , тогда как 12 стран обязались сократить выбросы оксидов азота на 30% к 1998 году, по сравнению с выбросами в восьмидесятых.

В 1992 году на конференции в Рио-де-Жанейро под
названием «Саммит Земли» Были заложены предпосылки для международного
сотрудничества в области охраны окружающей среды. Конференция в
Рио-де-Жанейро завершилась подписанием Рио-де-Жанейрская декларация, в
которой изложены правила обращения с природной средой. Он принял, среди
прочего следующие документы:

  • Конвенцию
    об изменении климата для предотвращения парникового эффекта;
  • Конвенцию
    о биологическом разнообразии для защиты флоры;
  • Декларацию
    о сотрудничестве в области охраны всех лесов;

Кроме того, принят один из важнейших актов – Повестка дня на
XXI век, касающаяся всех сфер окружающей среды и сферы сотрудничества. Этот
документ впервые представляет идею устойчивого экологического развития.

В 1997 году так называемые Киотский протокол, согласно которому страны, ратифицировавшие его, обязались сократить выбросы парниковых газов к 2012 году. Киотский протокол был подписан большинством стран мира.

Устойчивое развитие, то есть развитие, основанное на наименьшем возможном преобразовании природной среды, в настоящее время является новой концепцией в области охраны природы. Идея экологического развития была главной темой конференции в Йоханнесбурге, которая состоялась в 2002 году.

Читать также:  Программы культурного развития

Решение экологических проблем зависит от воли и намерений правительств разных стран. Без этого нельзя поменять что-то глобально. Сколько бы население не пыталось разделять мусор, если не будет соответствующей переработки, из разных контейнеров все отходы будут попадать на одну свалку. Кроме того, именно промышленное производство является основным источником загрязнения. А значит, нужны более совершенные технологии по предотвращению загрязнений в окружающую среду.

https://youtube.com/watch?v=BZRj0EsCs_w%3Fversion%3D3%26rel%3D1%26showsearch%3D0%26showinfo%3D1%26iv_load_policy%3D1%26fs%3D1%26hl%3Dru-RU%26autohide%3D2%26wmode%3Dtransparent

Экологические проблемы будущего

  • Глобальная экология (8 часов) раскрывает
    единство и целостность биосферы как
    интегральной оболочки планеты. Биосфера и
    границы жизни. Живое вещество биосферы
    обеспечивает непрерывность жизни и самоочищение
    природы, границы которой определяются
    жизнепригодные свойства среды. Понятие жизни как
    открытой макроскопической системы, выраженной в
    упорядоченности и устойчивости скопления
    большого числа атомов, образующих разнообразные
    вещества. Биогеохимический круговорот веществ.
    Социальная и прикладная экология. Развитие
    цивилизации и возрастающее воздействие человека
    на биосферные процессы. Потребительское
    отношение к природе. Экологические проблемы
    современного человечества: демографическая,
    сырьевая, изменение климата и др. Угроза
    экологической катастрофы и пути ее
    предотвращения.
  • Экологические факторы (6 часов). Важнейшие
    факторы, определяющие условия существования
    организмов. Экологические условия. Общие
    закономерности влияния экологических факторов
    среды на организмы. Закон минимума. Закон
    оптимума. Адаптации.
  • Антропогенное воздействие на биосферу (10
    часов). Современное состояние природной среды.
    Загрязнители природной среды и их основные виды.
    Мониторинг. Предельно допустимый сброс.
    Предельно допустимая концентрация.Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь
    процессов, протекающих в атмосфере. Основные
    источники загрязнения атмосферы. Влияние
    загрязнения атмосферы на живые организмы.Почва – биокосная система. Виды загрязнения
    почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.Вода – основа жизненных процессов в биосфере.
    Загрязнение природных вод, его виды и
    последствия.Радиоактивность в биосфере. Особенности и
    источники радиоактивного заражения биосферы.Экологические проблемы биосферы. Влияние
    промышленности, транспорта и сельского
    хозяйства на естественные природные комплексы.Основы рационального управления природными
    ресурсами и их использование.
  • Атмосфера, ее структура и состав. Взаимосвязь
    процессов, протекающих в атмосфере. Основные
    источники загрязнения атмосферы. Влияние
    загрязнения атмосферы на живые организмы.
  • Почва – биокосная система. Виды загрязнения
    почв. Эрозия почв. Рекультивация почв.
  • Вода – основа жизненных процессов в биосфере.
    Загрязнение природных вод, его виды и
    последствия.
  • Радиоактивность в биосфере. Особенности и
    источники радиоактивного заражения биосферы.
  • Экологические проблемы биосферы. Влияние
    промышленности, транспорта и сельского
    хозяйства на естественные природные комплексы.
  • Основы рационального управления природными
    ресурсами и их использование.
  • Окружающая среда и здоровье человека (6
    часов). Состояние биосферы и современные
    представления о здоровье человека. Пути
    попадания химических загрязнений в организм
    человека. Токсические вещества. Отравления.
    Биологические загрязнения и болезни человека.
    Инфекционные болезни. Природно-очаговые болезни.
    Меры профилактики заболеваний. Влияние звуков и
    шума на организм человека. Шумовая болезнь, пути
    ее предупреждения. Физические факторы среды и
    самочувствие человека. Питание и здоровье.
    Экологически чистые продукты. Ландшафт как
    фактор здоровья. Проблемы адаптации человека к
    окружающей среде.
  • Природоохранная деятельность человека (4
    часа). Экологическая этика, культура,
    образование, мышление, сознание. Правовая защита
    природы. Экологическая безопасность.
    Международное сотрудничество в деле охраны
    природы. Рациональное природопользование.
    Экологические технологии. Предотвращение
    технологических и военных катастроф.

Требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны знать:

  • направления и темпы изменений природных
    экосистем;
  • экологические факторы;
  • современное состояние природной среды;
  • экологические проблемы современного
    человечества;
  • основные источники загрязнения биосферы;
  • влияние загрязнения биосферы на протекающие в
    ней процессы и здоровье человека.

Учащиеся должны уметь:

  • применять экологические знания для анализа
    различных видов хозяйственной деятельности;
  • определять источники загрязнения окружающей
    среды;
  • осуществлять элементарные природоохранные
    мероприятия.

№ п/пНазвание темыКоличество часов
Теоретич. Практич. Глобальная экология
1. Биосфера и ее границы. 1 
2. Живое вещество биосферы. 1 
3. Жизнь как открытая макросистема. 1 
4. Биогеохимический круговорот веществ. 1 
5. Социальная и прикладная экология. 1 
6. Развитие цивилизации и возрастающее
воздействие человека на биосферные процессы. 1 
7. Экологические проблемы современного
человечества:1 
8. Угроза экологической катастрофы и пути
ее предотвращения. 1 
Экологические факторы
9. Важнейшие факторы, определяющие
условия существования организмов. 1 
10. Абиотические факторы. 1 (пр. работа) “Влияние абиотических
факторов на живые системы”
11. Биотические факторы. 1 
12. Антропогенные факторы. 1 (экскурсия)
13. Экологические условия. 1 
14. Общие закономерности влияния
экологических факторов среды на организмы. 1 (пр. работа) “Составление кривых
толерантности для разных организмов”
Антропогенное
воздействие на биосферу
15. Современное состояние природной среды. 1 
16. Загрязнители природной среды и их
основные виды. 1 
17. Мониторинг. 1 
18. Атмосфера, ее структура и состав. 1 
19. Основные источники загрязнения
атмосферы и их влияние на живые организмы. 1 (экскурсия)
20. Почва – биокосная система. 1 (пр. работа) “Определение состава
почвы”
21. Виды загрязнения почв. Эрозия почв. Рекультивация почв. 1 
22. Вода – основа жизненных процессов в
биосфере. 1 
23. Загрязнение природных вод, его виды и
последствия. 1 (пр. работа) “ Определение видов
загрязнения водопроводной воды”
24. Радиоактивность в биосфере1 
Окружающая среда и
здоровье человека
25. Состояние биосферы и современные
представления о здоровье человека. 1 
26. Пути попадания химических загрязнений
в организм человека. 1 
27. Биологические загрязнения и болезни
человека. 1 
28. Физические факторы среды и
самочувствие человека. 1 
29. Питание и здоровье. Экологически чистые
продукты. 1 (пр. работа) “Простейшие способы
определения качества продуктов”
30Ландшафт как фактор здоровья. Природоохранная
деятельность человека
31. Экологическая этика, культура,
образование, мышление, сознание. 1 
32. Правовая защита природы. Экологическая
безопасность. 1 
33. Международное сотрудничество в деле
охраны природы. 1 
34. Предотвращение технологических и
военных катастроф. 1 
 ИТОГО:277

  • Каковы основные экологические проблемы?
  • Чем отличаются природно-очаговые заболевания
    от инфекционных?
  • Каковы последствия радиационного заражения
    окружающей среды?
  • Каково влияние на здоровье человека пестицидов,
    инсектицидов, гербицидов?
  • Какие факторы угрожают видовому разнообразию
    на планете?
  • Каковы глобальные последствия осушения болот?
  • Какие существуют доказательства глобального
    изменения климата?
  • Какие меры могут решить проблему кислотных
    дождей?
  • В чем положительные и отрицательные стороны
    парникового эффекта?
  • Каковы основные принципы международного
    сотрудничества в решении экологических проблем?
  • Какие международные организации уделяют
    большое внимание природоохранной деятельности?
  • Какие существуют источники загрязнения и
    загрязнители?
  • Что такое ПДК и ПДС, для чего их нужно учитывать?
  • Чем характеризуется экологическая культура,
    мышление?
  • Какие вопросы решает глобальная экология?

Основные экологические проблемы в современном мире, список

К основным экологическим проблемам современности относятся:

  • сокращение численности видов растений и животных;
  • деградация земель;
  • озоновые дыры;
  • антропогенное загрязнение воздуха и воды;
  • кислотное содержание в осадках;
  • вырубка лесов;
  • изменение климата;
  • повышение уровня океана.

Сокращение численности видов растений и животных

Последние полвека интенсивно сокращаются популяции животных и растений. Исчезновение отдельных видов может повлечь серьезные последствия. В истории уже были примеры вмешательства человека в жизнь фауны (завоз кроликов в Австралию, уничтожение летучих мышей в США, массовое уничтожение воробьев в Китае).

Помимо прямого воздействия человека на флору и фауну, есть косвенное. Многие представители животных и растений гибнут вследствие утраты естественной среды обитания, не сумев приспособиться к новым условиям существования. Происходит это по причине вырубки лесов, распашки земель под сельскохозяйственные нужды, искусственного осушения водоемов и болот.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Деградация земель — это так называемое опустынивание. Порой растительный мир не в силах справиться с последствиями антропогенного воздействия и самовосстановиться естественным путем. Это происходит из-за вырубки лесов, нехватки пресной воды, неправильного использования плодородных земель.

Под деградацией земель также понимают утрату почвой способности давать урожай. Плодородный слой почвы истощается, его разрушению способствуют применяемые человеком химические удобрения и реагенты, которыми обрабатываются угодья.

Озоновый слой — это верхний слой атмосферы с высоким содержанием озона, функция которого — защищать все живое на планете от пагубного воздействия ультрафиолетового излучения. Озоновые дыры — это пробоины в защите, которые ведут к росту онкологических и инфекционных заболеваний. Также ультрафиолет уничтожает планктон, который является основой пищевой цепочки в Мировом океане.

Впервые озоновая дыра была обнаружена над Антарктидой в 1982 году.

Ученые выяснили, что разрушению озонового слоя способствуют:

  • запуск ракет, космических кораблей и спутников в космос;
  • активное использование авиации;
  • выброс в атмосферу фреона, который повсеместно используется в системах кондиционирования и в холодильных установках.

Антропогенное загрязнение воздуха и воды

Загрязнения, вызванные деятельностью человека, делятся на:

  • производственные (выбросы в атмосферу с промышленных предприятий);
  • транспортные (загрязнение, возникающее в результате работы разных видов транспорта);
  • бытовые (отходы, возникшие в результате повседневной деятельности человека).

Атмосферное загрязнение негативно влияет на здоровье человека, провоцируя развитие сердечных и легочных заболеваний. Содержание в воздухе оксида азота и диоксида серы вызывают гибель растений и некоторых видов животных. Нужно учитывать, что атмосферное загрязнение — это проблема не только мегаполисов. С помощью ветра оно может распространяться на значительные расстояния.

Загрязнение воды связано в первую очередь с большим количеством хозяйственно-бытовых стоков в водоемы. Биологическая очистка воды не гарантирует ее полного очищения от микробов и инфекций. В регионах, близких к экватору, наблюдается дефицит пресной воды. Положение еще больше усугубляется загрязнением водоемов и отсутствием надлежащей очистки питьевой воды. Загрязнение вод, помимо отрицательного влияния на здоровье людей, ведет к гибели рыб и других животных. Часто это связано со сбросом в водоемы химических отходов с предприятий и авариями на судах, перевозящих топливо.

Данная проблема — следствие загрязнения воды и воздуха. Содержание вредных элементов в осадках пагубно воздействует на почвы, водоемы и растительный мир. Кислотные дожди отрицательно влияют на урожайность сельскохозяйственных культур и безопасность питьевой воды.

Тропические леса — это легкие нашей планеты, они производят кислород, необходимый для существования всего живого. Их неконтролируемая вырубка приводит к:

  • лишению животных и птиц естественной среды обитания;
  • формированию засушливых почв;
  • увеличению парникового эффекта (ускоряется процесс глобального потепления).

Изменение климата

Изменение климата — это закономерный процесс, который существенно ускорен человеком за счет:

  • вырубки лесов — парниковый эффект позволяет солнцу нагревать нашу планету и препятствует отдаче излучения, что приводит к повышению температуры на Земле;
  • загрязнения атмосферы в результате сжигания ископаемых (угля, нефти, газа) — это тоже ведет к появлению в воздухе большого количества двуокиси углерода, удерживающего солнечное тепло в атмосфере планеты.

Эти факторы ускоряют процесс глобального потепления.

Повышение уровня океана

Глобальное потепление провоцирует таяние ледников и повышение уровня мирового океана. Все последствия этого явления трудно предсказать. Но точно можно говорить о затоплении территорий, об угрозе естественной среде обитания для многих видов флоры и фауны, об исчезновении целых экосистем.

Большинство перечисленных проблем тесно связаны между собой. А причина одна — неконтролируемая деятельность человека.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.